-
-
-
-
×
Получить доступ к сайту

Это профессиональный сайт для юристов. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и образцы документов в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и получить полный доступ. Это займет всего минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Зарегистрироваться
×
Только для зарегистрированных юристов!

Образцы документов для юротдела Потратьте минуту на регистрацию, чтобы скачать файл и получить полный доступ к другим шаблонам документов для юротдела. На этой неделе специальный подарок для новых пользователей: сборник образцов, которые нельзя скачать в интернете. Подготовлен юристами для юристов.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
скачать файл и получить подарок
Зарегистрироваться

Правомерно ли требование Покупателя

3 апреля 2013
135
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Правомерно ли требование Покупателя (юр. лицо) о возмещении транспортных расходов при гарантийном ремонте от Продавца (юр. лицо)? Какой нормой ГК это регулируется?

Ответ

Прежде всего, стоит отметить, что механизмы защиты прав потребителя в данном случае не применимы, поскольку их действие распространяется исключительно на физических лиц. Применимы лишь нормы гражданского законодательства, поскольку Преамбула Закона РФ о правах потребителей прямо предусматривает, что потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Прямой нормы, регулирующей Вашу ситуацию, в ГК, в отличие от Закона о правах потребителей, к сожалению, нет. Транспортные расходы, понесенные Вами, безусловно, относятся к убыткам, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ, это — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В зависимости от ситуации возможно также взыскание неустойки, а также упущенной выгоды.

Согласно ч. 1 статьи 469 ГК, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Соответственно, на лицо корреспондирующее право покупателя получить товар надлежащего качества. Так, в случае, когда данная обязанность не исполняется продавцом должным образом, покупатель в праве получить возмещение убытков понесенных от нарушения его права.

Кроме того, статья 475 ГК гласит, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Судебная практика знает ситуацию подобную Вашей. Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2010 № А70-12074/2009 взыскал с ответчика убытки, составляющие стоимость транспортных расходов по доставке товара и расходов по проведению экспертизы, ставших следствием нарушения продавцом условий обязательства по поставке качественного товара.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

 

«Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав (абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ; дополнен с 12 декабря 2007 года Федеральным законом от 25 октября 2007 года N 234-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности* (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);»

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 и 2

"Статья 15. Возмещение убытков

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)*.

<...>

Статья 469. Качество товара

1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи*.

Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества

1. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

2. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору*.

3. Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

4. В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

5. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом или другим законом не установлено иное«.

3. Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2010 № А70-12074/2009

«Соответственно, требование покупателя о возмещении убытков на сумму 28 500 рублей стоимости транспортных расходов по доставке товара и 1 800 рублей расходов по проведению экспертизы, находится в причинной связи с ненадлежащим исполнением продавцом обязательства по договору поставки товара (статьи 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации) и также на законном основании удовлетворено судом апелляционной инстанции»*.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.