Ненадлежащая реклама. Как распознать признаки нарушений

325

Ненадлежащая реклама. Как распознать признаки нарушений
Мария Базюк, вежущий эксперт журнала «Юрист компании»

Несоблюдение законодательства о рекламе – одно из самых дорогих административных правонарушений. Размер штрафа составляет от 100 до 500 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). Поэтому одна из традицион-ных задач юридической службы – оценивать содержание рекламы компании на предмет наличия в ней за-прещенной информации. Этот справочник – своего рода шпаргалка с подсказками, какие сведения подпа-дают под понятие недостоверной или недобросовестной рекламы и наиболее часто встречаются на практике (ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – № 38-ФЗ).

Ответственность за указанные в таблице нарушения по общему правилу несет рекламодатель (ч. 6 ст. 38 закона № 38-ФЗ). Но субъектом ответственности может быть и рекламопроизводитель. Если разработкой текста занимался не сам рекламодатель, будет установлено, что нарушение допущено по вине рекламопроизводителя (ч. 8 ст. 38 закона № 38-ФЗ). Таким образом, кто именно будет отвечать за конкретное нарушение, в конечном счете зависит от того, кто разработал или настоял на итоговом тексте рекламы, в котором оказались недобросовестные или недостоверные сведения.

НАРУШЕНИЕ В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ
1. Недобросовестная реклама (ч. 2 ст. 5 закона № 38-ФЗ). Содержащиеся в рекламе сведения нарушают права третьих лиц
Некорректно сравнивает рекламируемый товар с товарами иных производителей Дискредитирует аналогичные товары на основе сравнения с рекламируемым товаром. В результате у потребителей формируется предпочтение рекламируемого товара или его производителя (продавца) за счет негативной оценки аналогичных товаров, других продавцов или производителей. Рекламируемый товар не обязательно сравнивается с каким-то другим конкретным товаром. Достаточно общей, абстрактной формулировки, смысл которой в том, что другие товары чем-то хуже. Например, в рекламе услуг такси: «Только наши водители могут гарантировать вам приятную и безопасную поездку» Определение ВАС РФ от 20.03.12 № ВАС-2456/12, постановления ФАС Московского округа от 11.06.09 по делу № А40-66281/08-72-610, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.09 по делу № А67-3045/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.11 по делу № А63-7452/2010
Порочит чью-то честь, достоинство или деловую репутацию, в том числе конкурента Нарушает права конкретного лица, а не абстрактно иных производителей или продавцов аналогичных товаров, как в предыдущем случае. Может вообще не содержать сравнение рекламируемых товаров с другими товарами – для нарушения достаточно того, что она порочит чью-то честь или деловую репутацию. Например, коллекторское агентство рекламировало в интернете свои услуги по взысканию долгов конкретных компаний (с указанием их наименований), что формировало негативное отношение к этим компаниям Постановления ФАС Уральского округа от 24.03.11 по делу № А76-11728/2010-45-257, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.11 по делу № А40-51810/11-145-421
Нарушает запрет на рекламу товара определенным способом, в определенное время или в определенном месте Не соблюдает ограничения и запреты, установленные для рекламы определенных товаров (алкогольной продукции, пива, табака и т. д.). Может быть завуалированной, например, когда рекламируется ликеро-водочный завод или ресторан, но на самом деле очевидно, что истинная цель – привлечь интерес именно к алкогольной продукции Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.10 по делу № А29-1325/2009, ФАС Уральского округа от 22.06.10 по делу № А50-41541/2009
Содержит признаки недобросовестной конкуренции в рекламе Содержит признаки недобросовестной конкуренции, установленные в статье 14 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (например, распространяет ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки конкуренту или повредить его репутации и т. д.). В частности, если реклама призывает не пользоваться услугами иных участников рынка. Это нарушение очень тесно перекликается с некорректным сравнением рекламируемого товара с товарами иных производителей, поэтому антимонопольные органы зачастую указывают на нарушение обоих запретов Постановления ФАС Уральского округа от 14.10.10 по делу № А60-7111/2010-С9, ФАС Централь-ного округа от 02.02.10 по делу № 14-5662/2009/123/22, Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.10 по делу № А38-3647/2009
2. Недостоверная реклама (ч. 3 ст. 5 закона № 38-ФЗ). Содержащиеся в рекламе сведения не соответствуют действительности
Преимущества рекламируемого товара перед другими товарами В контексте рекламы есть указание на то, что рекламодатель превосходит другого участника рынка, хотя это превосходство на самом деле ничем не подтверждено. Эта реклама часто связана с использованием формулировок в превосходной степени. Например, «первый», «лучший», «самый». Обычно одновременно оценивается как недобросовестная реклама, содержащая некорректное сравнение с товарами иных производителей Определение ВАС РФ от 03.08.11 № ВАС-10336/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.03.12 по делу № А26-9104/2010, ФАС Московского округа от 01.12.08 № КА-А40/11212-08 по делу № А40-14255/08-94-152
Любые характеристики товара Сведения могут касаться любых характеристик товара – его природы, состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, места происхождения, наличия сертификата соответствия и т. д. Недостоверность этих сведений может заключаться не только в том, что они противоречат действительности, но и в том, что утверждения о характеристиках товара просто ничем не подтверждены. Например, товар позиционируется как эффективный способ борьбы с курением, но никаких доказательств (испытаний и т. д.) этому нет Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.11 по делу № А32-3839/2011, ФАС Московского округа от 02.09.10 по делу № А40-124597/09-17-922, ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.10 по делу № А38-6363/2009, ФАС Поволжского округа от 14.04. 11 по делу № А06-5480/2010
Ассортимент и комплектация товара Реклама способствует созданию у потребителя ложного представления о возможности выгодного приобретения товара в определенном ассортименте, хотя на самом деле имеется в виду ограниченный ассортимент. Например, детский магазин проводил акцию: «Собери ребенка в школу за 369 рублей!», но фактически в перечень товаров за эту цену входили только канцелярские товары и только для младших школьников Реклама способствует созданию у потребителя ложного представления о возможности выгодного приобретения товара в определенном ассортименте, хотя на самом деле имеется в виду ограниченный ассортимент. Например, детский магазин проводил акцию: «Собери ребенка в школу за 369 рублей!», но фактически в перечень товаров за эту цену входили только канцелярские товары и только для младших школьников
Возможность приобретения товара в определенном месте в течение определенного срока Информация вводит потребителей в заблуждение относительно места и (или) срока приобретения. Например, указывается, что компания является единственным продавцом в России и продукцию можно приобрести только у нее. Еще пример: реклама торгового центра содержит наименование известной сети магазинов, которая в этом торговом центре не представлена Определение ВАС РФ от 20.07.10 по делу № А28-18050/2009-581/12, постановление ФАС Московского округа от 01.09. 09 по делу № А40-11858/09-96-55
Цена товара, размер скидок, порядок оплаты Информация, связанная с оплатой товара, создает впечатление, что оплата будет ниже, чем на самом деле. Например, в магазине вообще нет товара, указанного в рекламе, по той цене, которая заявлена в рекламе. Или реклама информирует о скидках на все товары магазина, но на самом деле часть товара продается без скидки Определение ВАС РФ от 19.12.11 № ВАС-16594/11, постановления ФАС Поволжского округа от 18.11.10 по делу № А72-4121/2010, ФАС Центрального округа от 31.01. 11 по делу № А14-4409-2010/138/26
Условия доставки, обмена, ремонта, обслуживания товара Формирует впечатление, что возврат, обмен, ремонт и иное обслуживание товара осуществляются независимо от даты приобретения, срока эксплуатации или сохранения потребительских свойств. Например, в рекламе говорится, что покупатель может всегда вернуть любой товар, хотя на самом деле это возможно, как и везде, только в случаях, предусмотренных законом «О защите прав потребителей» Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.09 по делу № А56-27621/2008, ФАС Поволжского округа от 05.07.07 по делу № А72-9620/2006
Гарантийные обязательства рекламодателя Вводит в заблуждение относительно гарантий на товар (услугу). Например, реклама стоматологической клиники содержит формулировку «5 лет гарантии», в то время как такая гарантия распространяется лишь на некоторые виды услуг Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.11 по делу № А06-3354/2011
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Формирует ложное представление о наличии у рекламодателя исключительных прав на рекламируемый объект. Например, компания использует коммерческое обозначение, сходное до степени смешения с коммерческим обозначением другой компании, или рядом с наименованием товара и названием компании стоит знак охраны товарного знака, хотя товарный знак не зарегистрирован Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.09 по делу № А39-4189/2008, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.09 по делу № А60-9287/2009
Официальное или общественное признание, получение медалей, дипломов или иных наград Создает положительный образ товара за счет недостоверных сведений о том, что он отмечен медалью, дипломом, иной наградой. Например, в тексте рекламы утверждается, что рекламируемый объект стал победителем проекта «Марка года», хотя товар не принимал участие в конкурсе Постановление Федерального арбит¬ражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.10 по делу № А63-19829/2009
Рекомендации других лиц относительно объекта рекламирования или его одобрение Создает ложное впечатление о надежности товара (услуги) за счет вымышленных рекомендаций. Например, содержит утверждение, что товар рекомендован каким-либо НИИ Постановление ФАС Московского округа от 20.12.10 по делу № А40-41976/10-153-173
Результаты исследований и испытаний Содержит утверждение о том, что полезные свойства рекламируемого объекта подтверждены каким-либо исследованием, которое на самом деле не проводилось Определение ВАС РФ от 23.04.12 № ВАС-4336/12
Предоставление покупателям дополнительных прав или преимуществ Формирует мнение, что приобретение товара позволит пользоваться дополнительными привилегиями. Например, в рекламе строящегося жилого комплекса используется фраза «Ваш дом и Ваш парк!», хотя парк не являлся частью инфраструктуры жилого комплекса Постановление ФАС Уральского округа от 12.03.09 по делу № А60-21897/2008-С9
Фактический размер спроса на рекламируемый или иной товар Создает привлекательный образ товара за счет ложной информации о его популярности Постановление ФАС Центрального округа от 14.05.10 по делу № А68-12541/09-754/15
Правила и сроки проведения стимулирующего мероприятия (лотереи, конкурса и т. д.) Существенная информация о правилах и сроках стимулирующего мероприятия умалчивается или приводится мелким малозаметным шрифтом. Например, крупным шрифтом указано, что магазин дарит покупателям 50% стоимости приобретенного товара, а мелким шрифтом – что это означает лишь зачисление на клубную карту суммы бонусов Постановления ФАС Уральского округа от 09.06.10 по делу №А60-1555/2010-С9, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12. 10 по делу № А63-5083/2010
Место, в котором потребитель может ознакомиться с необходимой информацией Реклама обещает дополнительно предоставить более подробную информацию, которая на самом деле отсутствует. Например, в рекламе жилого комплекса говорится, что с проектной документацией можно ознакомиться в офисе компании, но эта документация еще даже не утверждена Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.10 по делу № А03-986/2010
Изготовитель или о продавец рекламируемого товара Реклама содержит любую недостоверную информацию о продавце или изготовителе, например, о том, сколько лет он работает на рынке соответствующих товаров или услуг, об уровне его известности, о том, что он лидирующий либо даже единственный производитель или продавец соответствующих товаров Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.03.12 по делу № А26-9104/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.11 по делу № А19-14339/10

 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль