Вопрос
Клиент пришел в автосервис со своими запчастями и просит выполнить работы на его автомобиле с их использованием. Учитывая тот факт, что сервису не выгодно делать работы из запчастей клиента, есть ли законные основания отказать такому клиенту в приеме его автомобиля или отказаться использовать его запчасти в работе?
Ответ
Согласно ст. 36 Закона РФ от 07.02.1998 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", если работа выполняется полностью или частично из материала потребителя, исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что предоставленные запасные части, могут снизить качество выполняемой работы или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество выполняемой работы, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков.
Такое же правило установлено в п. 3 ст. 716 ГК РФ.
В случае установки запасных частей, предоставленных Заказчиком, Исполнитель несет ответственность только за качество выполненных работ.
Качество оказываемых ремонтных работ должно соответствовать условиям договора и (или) требованиям, обычно предъявляемым к качеству работ такого рода. Сами авторемонтные работы могут быть произведены как с использованием запасных частей авторемонтной мастерской, так и использованием материалов заказчика. При использовании запасных частей и материалов предоставленных исполнителем он отвечает за их качество по правилам ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Если запасные части предоставлены заказчиком и в ходе выполнения работ обнаружится их непригодность, либо если соблюдение указаний заказчика может снизить качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок исполнитель обязан немедленно предупредить об этом заказчика-потребителя и до получения от него указаний приостановить оказание услуги. При неуведомлении потребителя об указанных выше обстоятельствах, или продолжении сотрудниками автосервиса выполнения ремонтных работ до истечения разумного срока для ответа потребителя на заявленное ему предупреждение, а также при игнорировании указания потребителя о прекращении выполнения работ авторемонтная мастерская не вправе, при предъявлении к ней требований по качеству оказанных работ, ссылаться на перечисленные выше объективные обстоятельства.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Закон РФ от 07.02.1998 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"
«Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
1. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование*.
Исполнитель обязан:
предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи);
представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
2. Цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.
3. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).»
«Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков*.»