Наша организация начала деятельность с сентября 2013г

65

Вопрос

Наша организация начала деятельность с сентября 2013г. К нам поступил запрос из Государственной инспекции труда в г. Санкт-Петербурге на предоставление документов и информации для проведения внеплановой проверки по соблюдению законодательства о труде. Основания для проверки в запросе не приведены. Документы должны быть предоставлены в Государственную инспекцию труда по адресу… Является ли в этом случае проверка документарной? Обязательно ли согласование этой проверки с прокуратурой? Вправе ли мы при предоставлении запрашиваемых документов (информации) потребовать сделать запись о проверке в Журнале учета проверок юридического лица и вправе ли не предоставлять документы (информацию), если проверяющие откажутся сделать запись? Когда у нас возникла обязанность проводить аттестацию рабочих мест ? На настоящий момент аттестация рабочих мест в 2013 году в соответствие с Приказом МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не проведена, специальная оценка условий труда в 2014 году в соответствие с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» также пока не проводилась. В штате организации числятся: генеральный директор, бухгалтерия, офис-менеджер, менеджеры, руководители отделов, кладовщики, системный администратор, экспедитор. Какие штрафы в нашей ситуации возможны за непроведение в 2013 году аттестации рабочих мест? Когда мы должны начать в 2014 году специальную оценку условий труда, чтобы не попасть под штрафы? Как быстро начать проведение спец.оценки? Какие документы , подтверждающие начало проведения спец.оценки, необходимо предоставить в Трудовую инспекцию, чтобы не попасть под административное правонарушение? Обязателен ли коллективный договор в организациях? Обязательны ли правила внутреннего трудового распорядка?

Ответ

1.Проверка является документарной, т.к. проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора) на основании документов в отношении организации (ст.11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

2.Трудовая инспекция наделена самостоятельными полномочиями по проведению проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, в связи с чем, согласование указанной проверки с прокуратурой или иными органами надзора и контроля не требуется (ст.356 ТК РФ), за исключением случаев, когда проверка проводится в рамках прокурорского надзора или в случаях, специально установленных законом.

3.Вы не вправе при предоставлении запрашиваемых документов (информации) потребовать сделать запись о проверке в Журнале учета проверок юридического лица, Вы не вправе не предоставлять документы (информацию), если проверяющие откажутся сделать запись, так как запись в журнале проверки осуществляется по ее итогам (п.9 ст.16 № 294-ФЗ).

4. Согласно Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть проведена не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п.4 Порядка проведения аттестации).

5.За непроведение аттестации рабочих мест возможно привлечение к административной ответственности по ст.5.27.КоАП РФ, однако, если Ваша организация создана только в сентябре 2013 года, привлечение к административной ответственности за непроведение аттестации рабочих мест крайне маловероятно, т.к. не истек срок для проведения обязательной аттестации – 1 год с момента создания рабочих мест.

6. В 2014 году специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение 6 месяцев с ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ст.17 Федерального закона № 426-ФЗ).

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 № 426-ФЗ).

Учитывая, что организация начала деятельность в сентябре 2013 года и не проводила аттестацию рабочих мест, можно предположить, что проведение внеплановой оценки условий труда необходимо провести до соответствующего числа марта месяца 2014 года, в котором организованы новые рабочие места.

7.Порядок проведения оценки условий труда установлен главой 2 № 426-ФЗ, в том числе подготовка к проведению оценки. В случае запроса трудинспекцией информации о проведении оценки условий труда важно до истечения срока, отведенного на проведение обязательной оценки, предоставить результаты проведенной оценки. В качестве подтверждения начала проведения оценки можно предоставить приказ об утверждении состава и порядка деятельности комиссии, график проведения специально оценки, перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка.

8. Коллективный договор не является обязательным документом для организации. Согласно ст. 27 ТК РФ заключение такого договора является одной из форм социального партнерства, которое подразумевает добровольное принятия сторонами на себя данных обязательств (ст. 24 ТК РФ).

9. Правила внутреннего трудового распорядка – это обязательный локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

<…>

«Статья 11. Документарная проверка

1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица*, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

2. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.*

<…>

Статья 16. Порядок оформления результатов проверки

<…>

9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке*, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.»

<…>

2.Трудовой кодекс Российской Федерации

<…>

«Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок*, выдачи обязательных для исполнения предписаний обустранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

<…>

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

<…>

Статья 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок

<…>

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка*.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.»

<…>

3.Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н)

<…>

«4.

<…>

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.*»

<…>

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

<…>

«Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.»

<…>

5.Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

<…>

«Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;*

<…>

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.»*

<…>

*Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

 

 

25.02.2014 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Мария Матвиенко

Ответ утвержден:

Ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист» Валентиной Яковлевой

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.