Данная суть вопроса касается безопасности дорожного движения

65

Вопрос

Данная суть вопроса касается безопасности дорожного движения. Как известно в середине 2012 года в пункт 1 статьи 20 закона 196-фз "О безопасности дорожного движения" внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2013 г., п. 1 ст. 20 дополнен абзацем о необходимости установки тахографов. В Постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 22.12.2012, с изм. от 15.07.2013) "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" в п.8(1) требований к безопасности объектов технического регулирования сказано, что Транспортные средства категорий М2, М3, и N2, N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами. Однако в ст. 20, Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О безопасности дорожного движения" сказано, что :"1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Получается, что слово коммерческий в ФЗ опущено. Возникает вопрос о необходимости установки тахографов: Их установка требуется только в случаях эксплуатации ТС подпадающих под категории установленные Постановлением, либо их эксплуатации только в коммерческих целях? И что понимается под словом коммерческий? У нас на предприятии имеются ТС подпадающие под категории M3 транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн, которые используются в основном для перевозки рабочих в качестве вахты, и периодически для перевозки детей в лагеря отдыха в другие города. ТС подпадающие под категории N3 транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн, которые используются только для осуществления деятельности предприятия. ТС подпадающие под категории M2, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн, даное ТС используется в качестве перевозки персонала представительского класса, а так же для участия в различных мероприятиях. Получается так, что ни одно ТС подпадающее под категории указанные в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 22.12.2012, с изм. от 15.07.2013) "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" не используется для осуществления предпринимательской деятельности, постольку поскольку используется исключительно в личных целях организации и не преследует извлечение прибыли. На все категории ТС организации уже установлены системы GPS/ГЛОНАСС. Возникает вопрос, необходимо ли на данные категории ТС устанавливать тахографы?

Ответ

В соответствии с п.1 ст.20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 устанавливает то, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ и МВД. В приложении № 2 к соответствующему Приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 перечислены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, к которым, относятся:

 

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N);
  • за исключением: транспортных средств категории М, М, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112;

Таким образом, учитывая то, что Ваша организация не занимается регулярными коммерческими пассажирскими перевозками в понятии Постановления правительства от 14.02.2009 № 112 (расписание, регулярность, платность проезда и т.д.), вышеперечисленные категории транспортных средств должны быть оснащены тахографами. Т.е. законодатель связывает оснащение тахогрофами с любой эксплуатацией транспортных средств, а не только с коммерческой. Наличие таких систем позиционирования как GPS или ГЛОНАСС не снимает обязанности оборудования транспортных средств тахографами.

24.02.2014 г.

С уважением,

Магамаев Арсен, эксперт «Системы Юрист»

Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль