Налоговая инспекция запрашивает у ООО-1 договора по встречной проверке ООО-2, которая заключала договора с ООО-1

180

Вопрос

Налоговая инспекция запрашивает у ООО-1 договора по встречной проверке ООО-2, которая заключала договора с ООО-1. Однако у ООО-1 после переезда на новое место договора за 2010 год не сохранились. Что ответить налоговой инспекции, какие действия ООО-1 при этом?. Есть ли какая-либо ответственность у ООО-1 при этом?

Ответ

Однозначного ответа на данный вопрос НК РФ не содержит. Однако, если Вы не располагаете запрашиваемыми документами, то рекомендуем сообщить об этом налоговым инспекторам (так и написать «запрашиваемыми документами ООО-1 не располагает»). Вероятность того, что Вас привлекут к ответственности по ст. 126 НК РФ (с 01.01.2014 г. применяется эта норма, ранее — 129.1 НК РФ) достаточно велика, но Вы вправе будете обжаловать такое решение. Суды чаще всего принимают сторону налогоплательщиков.

 

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 29.11.2011 № А42-1789/2011 арбитры решили, что налоговая ответственность лица, у которого истребуются документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, наступает в случае несвоевременного представления запрашиваемых документов или отказа их представить при условии, что данное лицо располагает такими документами.

Кроме того, ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) налоговому органу сведений может быть применена только в том случае, если запрашиваемые сведения имеются у налогоплательщика в наличии и есть реальная возможность их представить (Постановление ФАС ЦО от 12.05.2009 № А09-12352/2008 (Определением ВАС РФ от 04.09.2009 № ВАС-11474/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Аналогичные выводы также содержатся:

Постановление ФАС ПО от 28.04.2011 № А55-17604/2010

Постановление ФАС ПО от 11.09.2008 № А12-2894/08

Кроме того, есть могут быть основания непредставлять документы, если инспекторами нарушен порядок истребования документов.

Налоговики могут затребовать и получить необходимые документы (информацию) от третьего лица не напрямую, а только через ту инспекцию, в которой третье лицо состоит на налоговом учете (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);

Также необходимость истребовать у налогоплательщика какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, должна быть подробно обоснована налоговиками, что подтверждается сложившейся судебной практикой, например Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14)

Законодательство не содержит конкретного перечня информации и документов, которую могут запросить налоговые органы (Письма Минфина России от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438, ФНС России от 25.07.2007 № 06-1-04/496@). Но при всем этом должно соблюдаться требование: запрашиваемая информация должна касаться предмета проверки, изучаемой конкретной сделки.

Что касается сроков истребования документов, то истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, налоговые органы вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), при проведении налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) или в рамках дополнительных мероприятий. То есть истребование документов за пределами сроков дополнительных мероприятий неправомерно.

Однако суды принимают в качестве доказательств документы, которые получены в ходе встречной проверки, проведенной в период после вручения справки об окончании выездной проверки и до составления акта по ее результатам (Определение ВАС РФ от 11.02.2010 № ВАС-24/10).

Истребование информации о налогоплательщике у третьих лиц возможно также вне рамок выездной (камеральной) проверки. В этом случае налоговики вправе истребовать только информацию о конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ, Письма Минфина России от 07.02.2011 № 03-02-08/9, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 17)).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Налоговый Кодекс. Часть 1

"Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля*.

2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку*.

4. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.

5. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса.

Положения пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ) применяются в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года, — см. пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ.
— Примечание изготовителя базы данных.

6. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129_1 настоящего Кодекса.

7. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль