ФГБУК Государственный музей заповедник М

114

Вопрос

ФГБУК Государственный музей заповедник М.А. Шолохова является Федеральным учреждением и единственным такого уровня в Ростовской области. Поэтому со стороны Федеральной Антимонопольной Службы есть пристальный контроль за нашей деятельностью в области размещения заказов. Так к поставке НПО «Пожспецмаш» был представлен Шасси прицепа ШПТ, укомплектованный мобильным пожарным комплексом МПК 4,0, а по условиям договора Прицеп тракторный 2ШПТ4, укомплектованный мобильным пожарным комплексом МПК 4,0. На основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно пункту 3 статьи 455, статье 506 ГК РФ условие договора купли-продажи (поставки) о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2010 по делу N А55- 10491/2009. Наименовании товара должно быть максимально идентифицировано и включать в себя не только название товара, но ещё и технические характеристики (класс, тип, группа, вид, марка, модель, состав), всё это можно почерпнуть из технической документации на товар (тех. паспорт, сертификаты и т.п.), международных и национальных стандартов, технических регламентов. (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2007 г. N А74-957/2007-03АП-788/2007). Из выше изложенного следует что к поставке представлена техника другой марки. В техническом задании (приложение №1 к договору поставки) были указаны конкретные характеристики поставляемой техники и оборудования. К поставке ИПО «Пожспецмаш» было представлена техника и оборудование с несоответствующими заявленными характеристиками. Данный случай изложен в письме ФАС от 22.08.2011 г. №АК/32043. Руководствуясь условиями договора администрация ФГБУК Государственный музей заповедник М.А. Шолохова была вынуждена отказать НПО «Пожспецмаш» в приемке данной техники так как нарушены существенные условия договора а это предмет договора и соответствие поставляемой техники и оборудования техническому заданию. При этом администрация ФГБУК Государственный музей заповедник М.А. Шолохова в извещении №1 от16 июля 2013г. в разумный срок просила НПО «Пожспецмаш» устранить замечания и поставить технику в соответствии с условиями договора. Можем ли мы и на каких законных основаниях расторгнуть договор в связи с несоответствием товара договору поставки (по правилам 94ФЗ) . И еще интересует судебная практика по сходному вопросу.».

Ответ

: Пунктом 1 статьи 19.2 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом. Если заключенный контракт условий о возможности его расторжения заказчиком в одностороннем порядке не содержит, а поставщик откажется от предложения заключить соглашение о расторжении договора, заказчик вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении договора в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

 

Рассматриваемые правоотношения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ), главой 29 и параграфом 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Из смысла пункта 1 статьи 19.2 № 94-ФЗ следует, что заказчик не вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, если данное право не предусмотрено в самом договоре. Если право на односторонний отказ предусмотрено, то до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Тогда односторонний отказ от исполнения контракта возможен только в том случае, если экспертом (экспертной организацией) будут подтверждены факты нарушения условий контракта, выступившие в качестве основания для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (п. п. 2, 3 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ заказчик начинает с того, что в течение одного рабочего дня с момента принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта размещает его на официальном сайте и направляет поставщику (исполнителю, подрядчику). Доставка может быть осуществлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, либо иным способом, если он обеспечивает фиксирование уведомления о вручении и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Только при надлежащем уведомлении поставщика можно считать данный шаг выполненным заказчиком. Причем датой уведомления признаются:

— дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику уведомления;

— дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте;

— дата по истечении 30 дней с момента размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (при невозможности получения подтверждения или информации).

Именно от этой даты отсчитывают 10 дней, по истечении которых решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, а контракт считается расторгнутым (п. 5 ст. 19.2 Закона N 94-ФЗ). До истечения названного срока решение может быть отменено, если поставщик устранит нарушения условий контракта, послужившие основанием для его принятия, и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы (если таковая была).

Если право на односторонний отказ не согласовано в договоре, то необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства, в соответствии с которыми по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Предварительно необходимо направить поставщику предложение о расторжении договора и только после получения отказа (или неполучения ответа в установленный срок) обращаться в суд.

Несоответствие поставляемого товара условиям договора является существенным нарушением договора поставки. В частности в Определении ВАС РФ ОТ 08.10.2013 № ВАС-14113/13 , подтверждая наличие оснований для расторжения договора поставки указал: «Исходя из фактических обстоятельств дела и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ, суды пришли к выводу, что материалами подтвержден факт поставки товара, не соответствующего договору по количеству, ассортименту, а также с товаро-сопроводительными документами, не содержащими сведений о подтверждении соответствия качества товара установленным требованиям, и без подлинников или надлежащим образом заверенных копий документов о качестве товара (сертификаты, декларации). Кроме того, как отмечено судами, поставленный товар не соответствует направленной заказчиком поставщику заявке от 24.07.2012 № 912.

Установив наличие оснований для расторжения государственного контракта, предусмотренных положениями статьи 450 Кодекса, суды признали исковые требования учреждения подлежащими удовлетворению».

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Постановление ФАС ВСО от 28.11.2013 № А58-6888/2012,

Постановление ФАС ВВО от 27.04.2010 №А17-3385/2009;

Как изменить или расторгнуть договор по решению суда: общие правила;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Как заказчику отказаться от государственного (муниципального) контракта;

«Отказ от контракта со стороны заказчика допустим лишь в том случае, если право на такой отказ было предусмотрено в самом контракте (ч. 1 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что еще на этапе процесса размещения заказа заказчик должен решить для себя, хочет ли он иметь возможность после заключения контракта отказаться от него в одностороннем порядке или нет. Если ответ будет положительным, то в проекте контракта должно быть прямо и четко отражено, что заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке.*

Внимание! (mod = 167, id = 1778) Заказчик, резервируя за собой право расторгнуть контракт в одностороннем порядке, автоматически наделяет аналогичным правом поставщика (исполнителя, подрядчика)

Заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд или нужд бюджетного учреждения был размещен до 7 июня 2013 года (до дня вступления в силу поправок в Закон № 94-ФЗ). Можно ли заказчику отказаться от такого контракта в одностороннем порядке (mod = 131, id = 70959)

Для расторжения контракта путем одностороннего отказа заказчик обязан принять соответствующее решение, которое необходимо оформить в виде отдельного документа. В нем необходимо отразить информацию о реквизитах расторгаемого контракта, контрагенте заказчика, а также о причинах принятия заказчиком такого решения. Это решение должно быть подписано уполномоченным лицом заказчика.

До принятия такого решения заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций (выбор экспертов, экспертных организаций осуществляется в соответствии с Законом № 94-ФЗ или Законом № 44-ФЗ). Соответственно, если заказчик провел такую экспертизу, то он может принять решение об одностороннем отказе от контракта только при условии, что по результатам экспертизы подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Если причиной для отказа от контракта послужил именно вывод заказчика о нарушении его контрагентом условий о качестве товара (работы, услуги), то в случае возникновения спора заказчик должен будет доказать обоснованность своего вывода. Как правило, в таких случаях суды признают обязательным проведение соответствующей экспертизы, которая способна подтвердить позицию заказчика. Данный вывод можно проиллюстрировать при помощи следующего примера. Несмотря на то что в нем рассматривался вопрос о правомерности расторжения договора именно в судебном порядке, выводы, сделанные судом, можно учитывать и при внесудебном отказе от контракта.

Пример из практики: суд исходя из конкретных обстоятельств дела пришел к выводу, что одно только отсутствие товаросопроводительных документов, сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений не свидетельствует о некачественности товара. Тот факт, что поставщик обязался представить указанные документы вместе с товаром, но не представил, не может служить поводом для расторжения контракта

Как заказчик обязан сообщить поставщику об отказе от контракта

После того как заказчик принял решение об одностороннем отказе, он обязан разместить это решение (не позднее следующего рабочего дня) на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Помимо этого заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении одновременно двумя следующими способами.

1. Направить отказ поставщику (по адресу, указанному в контракте) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

2. Направить поставщику телеграмму. Вместо телеграммы заказчик вправе использовать факсимильную связь, либо электронную почту, либо иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении своему контрагенту.

Выполнение заказчиком этих требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от контракта. При этом датой такого уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику данного уведомления (или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте).

Такие правила содержатся в части 4 статьи 19.2 Закона № 94-ФЗ и в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! (mod = 167, id = 1779) Если заказчик будет использовать факсимильную связь (или электронную почту), есть риск, что впоследствии будет сложно доказать факт добросовестного уведомления поставщика

Для крайних случаев, когда невозможно получить подтверждение надлежащего уведомления поставщика, закон устанавливает фикцию уведомления поставщика (ч. 4 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В таком случае поставщик считается уведомленным о принятом заказчиком решении по истечении 30 дней с момента размещения на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг решения заказчика об одностороннем отказе от контракта.

Отдельно необходимо отметить, что для целей уведомления поставщика не применяются правила статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, поскольку она носит диспозитивный характер и ее положения не учитываются в тех случаях, когда закон (в нашем случае — Закон № 94-ФЗ и Закон № 44-ФЗ) устанавливает иной порядок (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ).

Когда решение об отказе от контракта вступает в силу

Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта вступает в силу не в момент принятия этого решения, а лишь через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 5 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). После вступления в силу указанного решения контракт считается расторгнутым.

Между тем заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты уведомления поставщика устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (ч. 6 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что заказчик не вправе чинить препятствия поставщику, решившему устранить нарушения в названный выше срок. Если же до принятия своего решения заказчик был вынужден провести экспертизу, то поставщик также обязан компенсировать затраты на проведение экспертизы (ч. 6 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Правило о необходимости отмены принятого заказчиком решения не применяется в случае повторного нарушения поставщиком условий контракта, которое в соответствии с гражданским законодательством является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Что может послужить основанием для отказа от контракта

Прежде всего, необходимо отметить, что право на отказ от договора бывает двух видов:

1) безусловное и

2) условное.

Обоснование

Закон № 94-ФЗ и Закон № 44-ФЗ прямо не отвечают на вопрос, допустим ли отказ от контракта по безусловным основаниям. Правда, незадолго до вступления в силу Закона № 44-ФЗ в него внесли изменения, уточнив, что контракт может содержать право на односторонний отказ только «по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств» (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Однако это не помогает ответить на поставленный выше вопрос: ведь Гражданский кодекс РФ, как показано выше, для некоторых видов обязательств разрешает безусловный отказ.

Вместе с тем, системное толкование положений Законов № 94-ФЗ и № 44-ФЗ позволяет сделать вывод, что отказ по безусловным основаниям недопустим.

Дело в том, что решение заказчика об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней с момента уведомления поставщика о принятом решении. При этом заказчик обязан отменить свое решение, если в указанный срок контрагент заказчика устранил свои нарушения. Таким образом, с точки зрения законодателя, отказу от контракта должно предшествовать нарушение его условий. То есть отказ от контракта возможен лишь при нарушении условий одной из его сторон.

Кроме того, в пользу вывода о том, что отказ не может быть безусловным, говорит и тот факт, что сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Есть ли случаи, когда заказчик не просто может расторгнуть государственный (муниципальный) контракт, а обязан это сделать (mod = 131, id = 70960)

В остальных случаях отказ от контракта допустим по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Какие последствия наступят для сторон после расторжения контракта

Сведения о поставщике, с которым был расторгнут контракт в связи с односторонним отказом заказчика, включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Порядок включения таких сведений установлен статьей 19 Закона № 94-ФЗ и статьей 104Закона № 44-ФЗ. Порядок ведения реестра установлен Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 292. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта должен направить в уполномоченный орган ряд сведений, а также копию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 6 ст. 19 Закона № 94-ФЗ, ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

В настоящий момент таким уполномоченным органом является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления. В связи с этим целесообразно учитывать приказ ФАС России от 27 августа 2007 г. № 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках», а также разъяснения, изложенные в письме ФАС России от 18 декабря 2012 г. № ГЗПУ/00555.

Внимание! (mod = 167, id = 1780) При расторжении государственного (муниципального) контракта в связи с односторонним отказом нельзя применить общие положения о гражданско-правовой ответственности. Как поставщик, так и заказчик могут потребовать возместить только фактически причиненный ущерб

После расторжения контракта заказчик должен разместить информацию (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта (ч. 14 ст. 19.2 Закона № 94-ФЗ, ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.