• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Так как наша организация часто и тесно сотрудничает с иностранными партнерами, в процессе чего мы приобретаем взаимный опыт, иногда возникают вопросы, связанные с оформлением взаимоотношений между партнерами

Так как наша организация часто и тесно сотрудничает с иностранными партнерами, в процессе чего мы приобретаем взаимный опыт, иногда возникают вопросы, связанные с оформлением взаимоотношений между партнерами

139

Вопрос

Так как наша организация часто и тесно сотрудничает с иностранными партнерами, в процессе чего мы приобретаем взаимный опыт, иногда возникают вопросы, связанные с оформлением взаимоотношений между партнерами. Например, в некоторых развитых странах, в частности в Японии, Европе, существует такой вид взаимоотношений между юридическими лицами, как закрепление дальнейших бизнес-связей, партнерских взаимоотношений, а кроме того, процедура фиксации цены товара и выручки продавца в будущем, через оформление соглашения продавца и покупателя об уплате продавцом некоторой суммы покупателю перед заключением основного договора на поставку товара. Данное соглашение и уплаченная продавцом сумма гарантирует в будущем: - исполнение покупателем обязательства осуществлять закупки исключительно у продавца - принятое покупателем обязательство вернуть продавцу уплаченную по данному соглашению сумму, в случае нарушения покупателем оговоренных в нем условий, в том числе нарушения договоренности об установлении партнерских бизнес-связей - фиксацию уровня цен на товары для обеих сторон Скажите, пожалуйста, существует ли аналог подобных соглашений или взаимоотношений между юридическими лицами в России путем осуществления каких-либо действий, проведения каких-то мероприятий, оформления каких-то договоров на законных основаниях?

Ответ

Не смотря на то, что данные договоры имеют экономический смысл и имеют крайнее сходство с теми же дилерскими и дистрибьюторскими соглашениями, непосредственно условие о фиксации цен прямо запрещено законодательство о конкуренции, а условие о запрете реализации товаров конкурентов крайне подвержено риску быть признанным как нарушающее антимонопольное законодательство. Обратите внимание на нижеприведенную статью, детально раскрывающую возможные трудности, с которыми придется столкнуться при включении упомянутых условий в Ваш договор с партнером.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Условия дилерского договора о цене, территории и запрете на работу с конкурентами: риски для поставщика

«Дилер, являясь собственником перепродаваемого товара, по общему правилу имеет право устанавливать конечные цены на него исходя из собственных соображений (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Однако поставщик может настоять на включении в договор условий, ограничивающих цену перепродажи. Это может быть связано с ценовой политикой поставщика в отношении товара или сложившейся на рынке ситуации.

Условие о максимальной цене может быть включено в дилерский договор. Это допускается пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Однако не каждый дилер соглашается на такое ограничение. А вот условие о минимальной или фиксированной цене недопустимо, за исключением перечисленных выше случаев.

Запрет связан с тем, что «вертикальные» соглашения, которые приводят (или могут привести) к установлению цены перепродажи товара, запрещаются. Общими исключениями в отношении соглашений между покупателями и продавцами (утв.постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583) установлено, что не могут быть признаны допустимыми «условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам, в том числе условие о минимальной цене перепродажи товара или фиксированной цене перепродажи товара» (подп. «а» п. 2).

В то же время если стороны просто указали в договоре, что «дилер обязуется реализовать товар по согласованным с поставщиком ценам», но фактически такого согласования не было, то нарушения не будет. Так, по одному из дел комиссия ФАС России указала: «не выявлены доказательства, подтверждающие возможные факты согласования цены перепродажи Продукции между [производителем], [дистрибьютором] и [дилером], в связи с чем, факты нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях указанных лиц Комиссией не установлены» (решение ФАС России от 31 мая 2012 г. № 1 11/132-11).

Особенности условия о территории перепродажи товара

Ограничение территории продаж товара позволяет исключить конкуренцию между несколькими дилерами одного и того же поставщика, а также конкуренцию с самим поставщиком. Однако по общему правилу такие условия запрещены. Это связано с тем, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

Исключение касается (наряду с уже перечисленными случаями) условия, по которому под запрет попадает территория, на которой продажу товара:

  • осуществляет сам поставщик (продавец). На это в дилерском договоре должно быть особое указание;
  • осуществляет только иной покупатель (дилер) по соответствующему соглашению с поставщиком (продавцом). То есть должен присутствовать такой договор, согласно которому только иной покупатель имеет право продавать товар на запретной территории. При этом в самом спорном дилерском договоре на это указания может и не быть.

Это установлено подпунктом «б» пункта 2 общих исключений в отношении соглашений между покупателями и продавцами (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583)."

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль