У нас возникла несколько неоднозначная ситуация по вопросу налогообложения международной перевозки и сопутствующих услуг (хранение) с точки зрения НДС

419

Вопрос

У нас возникла несколько неоднозначная ситуация по вопросу налогообложения международной перевозки и сопутствующих услуг (хранение) с точки зрения НДС. В настоящий момент мы закупаем автомобили на основании договора купли-продажи FCA Цепель (Польша) и привозим такие автомобили во Владивосток для таможенной очистки и далее после таможенной очистки осуществляем перевозку автомобилей из Владивостока по адресам наших дилеров на основании договора транспортной экспедиции (причем экспедитором выступает иностранная компания), соответственно, имеет место быть международная перевозка товаров (Польша) Цепель – (Россия) Владивосток (после таможенной очистки) – Россия (по адресам дилеров), насколько мы можем судить, такая международная перевозка облагается 0% НДС на основании норм НК РФ. В рамках международной перевозки согласно договору транспортной экспедиции нашим экспедитором, помимо международной перевозки товаров, также оказываются услуги по хранению автомобилей во Владивостоке (экспедитор арендует помещение для размещения наших автомобилей), соответственно, экспедитор выставляет нам счета за хранения с указанием 0%НДС поскольку данные услуги по хранению оказаны в рамках международной перевозки согласно договору транспортной экспедиции – о чем имеется дополнительное соглашение к договору о транспортной экспедиции. Прошу Вас уточнить – насколько правомерно применение экспедитором 0%НДС при осуществлении хранения в рамках осуществления международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции.

Ответ

В Постановлении ФАС ПО от 19.03.2013 № А65-18009/2012 был сделан вывод о том, что услуги по переработке и хранению грузов не относятся к комплексу услуг, подобных услугам (работам) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке или перегрузке вывозимых за пределы территории РФ товаров, поименованных в абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаемых НДС по ставке 0 %. Услуги по переработке и хранению грузов являются самостоятельными услугами, оказываемыми без непосредственной организации международной перевозки, облагаемыми НДС по налоговой ставке 18 %.

 

По нулевой ставке НДС облагаются услуги по таможенному оформлению и хранению грузов на открытых площадках экспедитора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: При каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

"Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (экспедиторами), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России. Если договором транспортной экспедиции предусмотрена организация перевозки грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории России, то эти услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов*.

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.1, 9, 9.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-07-08/130, от 20 января 2011 г. № 03-07-08/15, от 17 января 2011 г. № 03-07-08/11.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора*.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта "Услуги транспортно-экспедиторские«ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.

Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634".

2. Постановление ФАС ПО от 19.03.2013 № А65-18009/2012

«общество с ограниченной ответственностью «Парсел Сервис Групп», г. Казань (далее — Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан, г. Казань (далее — Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании незаконным решения от 18.01.2012 № 2.11/69 в части отказа в предоставлении налогового вычета в сумме 31 122 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012, заявленные Обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.

Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка Общества по представленной уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) за 1 квартал 2011 года. По результатам проверки составлен акт от 30.11.2011 № 3084.

Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, налоговым органом принято решение от 18.01.2012 № 2.11/69 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю отказано в предоставлении налогового вычета в сумме 31 112 руб.

Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган — Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее — Управление).

Решением Управления от 11.03.2012 № 128 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.

Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Пунктом 1 статьи 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «КАРГО-ЭКСПРЕСС» (далее — ООО «КАРГО-ЭКСПРЕСС») и открытое акционерное общество «Международный аэропорт «Казань» (далее — ОАО «Международный аэропорт «Казань») оказали Обществу на основании выставленных счетов-фактур и актов транспортно-экспедиторское обслуживание экспортируемых грузов, то есть оказывали предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, что подтверждается отметками «Выпуск разрешен» на грузовых таможенных декларациях.

Принимая во внимание данные обстоятельства, применение экспедиторами к операциям по реализации услуг по транспортировке грузов ставки налога 18 процентов не предусмотрено главой 21 НК РФ, поэтому, по мнению налогового органа, они обязаны были выставить счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки — 0 процентов (статьи 168, 169 НК РФ). На основании указанного вывода заявителю отказано в предоставлении налогового вычета в сумме 31 112 руб.

Судебные инстанции правомерно признали ошибочным довод Инспекции.

Так, применение налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, связано с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (абзац 1 подпункта 2 пункта 1 статья 164 НК РФ), под которым понимается дата выпуска товаров таможенным органом (пункт 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации), в связи с чем операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Поскольку подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ связывает применение налоговой ставки 0 процентов с фактом оказания услуги в отношении экспортируемого товара, который на момент оказания услуги помещен под таможенный режим экспорта, при применении периодического временного декларирования следует руководствоваться отметками таможенных органов на временных грузовых таможенных декларациях.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ указаны товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.11.2010 № 309-ФЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ утратил силу.

На основании введенного в действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.

Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Судами установлено и следует из материалов дела, ООО «КАРГО-ЭКСПРЕСС» в проверяемом периоде оказывало налогоплательщику логистические услуги, а именно завершение таможенного оформления, сдача груза на терминалы аэропортов г. Москвы по договору от 01.08.2010 № КЭ/РУБ/325-10.

ОАО «Международный аэропорт «Казань» в проверяемом периоде оказывало налогоплательщику услуги по переработке и хранению груза по договору хранения от 31.05.2010 № 75/10. Услуги по переработке и хранению грузов не относятся к комплексу услуг, подобных услугам (работам) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке или перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, и поименованных в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Следовательно, нормами главы НК обложение НДС по ставке в размере 0 процентов в отношении услуг по переработке и хранению грузов не предусмотрено.

Вышеперечисленные услуги являются самостоятельными услугами, оказываемыми Обществу без непосредственной организации международной перевозки, следовательно, контрагенты заявителя правомерно применяли ставку НДС 18 процентов, а оснований применения ставки НДС 0 процентов в отношении указанных услуг не имеется*.

Таким образом, Общество обоснованно включило в налоговые вычеты суммы уплаченного НДС по ставке 18 процентов.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.01.2011 № 03-07-08/11, на основании которой до 01.01.2011 при оказании транспортно-экспедиционных услуг по ставке НДС в размере 0 процентов облагались услуги по организации перевозок грузов между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, при условии представления в налоговые органы соответствующих документов.

При этом транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией перевозок ввезенных на территорию Российской Федерации грузов между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, а также иные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов как между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, так и между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, не предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, облагались НДС по ставке 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 НК РФ*.

Судами предыдущих инстанций правомерно отклонен довод налогового органа о необходимости применения к спорной ситуации норм статьи 156 НК РФ.

Между тем положения статьи 156 НК РФ регулируют особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров.

Договор транспортной экспедиции, являющийся самостоятельным видом договора (регулируется отдельной главой Гражданского кодекса; в силу прямого указания закона к договорам транспортной экспедиции не применяются нормы о поручении, комиссии, агентировании и возмездном оказании услуг), в указанной статье не поименован.

Кроме того, необходимо обратить внимание на порядок определения стоимости услуг налогоплательщика. В частности, размер вознаграждения экспедитора в стоимости транспортно-экспедиционных услуг отдельно не выделяется, что подтверждается актами на выполнение работ-услуг, счетами-фактурами, выставляемыми налогоплательщиком; расходы, понесенные экспедитором, заказчиком отдельно не возмещаются; счета-фактуры по расходам, понесенным экспедитором, заказчику не перевыставляются.

Таким образом, принятие к вычету сумм НДС по расходам, понесенным экспедитором в связи с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, является правомерным.

Кроме того, довод налогового органа о необходимости применения в отношении деятельности налогоплательщика положений статьи 156 НК РФ отсутствовал в акте проверки от 30.11.2011 № 3084.

Исходя из вышеизложенного суды обоснованно признали решение Инспекции недействительным в части отказа в предоставлении налогового вычета, как не соответствующее требованиям налогового законодательства.

При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов".

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.