по закону "О рекламе" Наше рекламное агентство находится в некотором недоумении в связи с поправками в закон , вступающие в силу с 01 января 2014 г

93

Вопрос

по закону "О рекламе" Наше рекламное агентство находится в некотором недоумении в связи с поправками в закон , вступающие в силу с 01 января 2014 г. п.1 п.п 2-6 ст.24 закона фактически "парализуют" рекламный рынок медицинских услуг и лекарственных препаратов. Каково Ваше мнение о применении этих поправок на практике. можно ли как то обойти сложившуюся ситуацию. или же каждый рекламный ролик редактировать таким образом чтобы не подпадать под новые пункты? ».

Ответ

: С 01.01.2014 вводятся требования к рекламе медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. С указанной даты реклама медицинских услуг должна соответствовать пунктам 2 — 5 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

Следовательно, реклама медицинских услуг не должна:

— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

В рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий (п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Однако необходимо учитывать ограничения установленные ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, если для использования медицинских услуг требуется специальная подготовка, реклама данных услуг на телевидении или радио не допускается.

Следует отметить, что в настоящее время новая редакция ФЗ «О рекламе» не содержит определение «специальная подготовка», что в свою очередь вызывает ряд правоприменительных вопросов, которые могут быть устранены соответствующими разъяснениями официальных органов и судебной практикой, которая на настоящий момент времени не выработана.

Трактовка новой редакции ФЗ «О рекламе» антимонопольными органами сводится, что запрет установлен на рекламу медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации в полном объеме, за исключением мест, указанных в части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» (см. разъяснения Управления ФАС по Санкт-Петербургу). Таким образом, данная трактовка позволяет сделать вывод, что специальная подготовка, в контексте ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе» применяется только в отношении медицинских изделий (но не медицинских услуг).

Подобное толкование законодательных норм приводит к определенным противоречиям, т.к. ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» допускает рекламу медицинских услуг с определенными ограничениями, а ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе» исключает возможность рекламы в полном объеме (за исключением мест проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях). В связи с этим представляется, что возникшие противоречия должны устранить официальные разъяснения государственных органов.

Законодательного определения «специальная подготовка» ФЗ «О рекламе» не содержит, в связи с чем, данный термин представляется оценочной категорией. Это отчасти подтверждается из текста заключения Комитета Государственной Думы по охране здоровья на проект федерального закона № 403157-4 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе»: «Следовательно, добросовестная реклама лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения не провоцирует отказ потребителя от квалифицированной врачебной помощи, а напротив, способствует использованию новейших достижений фармакологии и медицинской науки в области профилактики и диагностики заболеваний (имеются в виду медицинская техника и изделия медицинского назначения, применение которых не требует специальной подготовки, — очки, тонометры, глюкометры, презервативы, инвалидные коляски и т.п.)...».

Кроме того, следует отметить, что в п.22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее: «Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н. Пункт 10 статьи 2 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ раскрывает содержание понятия „медицинская деятельность“. Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие „медицинская деятельность“ шире, чем понятие „медицинская услуга“. В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами».

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Разъяснение ФАС России от 13.08.2013 О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ;

Письмо ФАС России от 17.12.2013 № АД/51199/13 О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе»;

Обоснование данной позиции приведено ниже

Заключение Комитета Государственной Думы по охране здоровья на проект федерального закона № 403157-4 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе» (в части рекламы медицинских услуг)

"Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона № 403157-4 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе» и отмечает следующее.

Законопроектом предусматривается введение дополнительных ограничений на рекламу лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. Распространение рекламы указанных товаров допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, предусматривается запрет на рекламу лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения для широкого круга потребителей, что не в полной мере учитывает положения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Одной из главных функций рекламы является информирование граждан о товарах, услугах и иных объектах рекламирования, что реализует право граждан на получение информации, а также право потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.

Статья 24 Федерального закона «О рекламе», вступившего в силу с 1 июля 2006 года, содержит условия распространения рекламы лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, а также достаточно жесткие ограничения в отношении данных объектов рекламирования. Например, в части 8 данной статьи устанавливается, что реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Таким образом, четко проведена грань между товарами и услугами, разрешенными и неразрешенными к рекламе для населения.

Данный тезис подтверждается и тем, что в соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах» Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Указанный Перечень, в основном, включает лекарственные средства, применяемые для профилактики и диагностики заболеваний, и формируется по критериям, касающимся, в первую очередь, безопасности их самостоятельного применения.

Следовательно, добросовестная реклама лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения не провоцирует отказ потребителя от квалифицированной врачебной помощи, а напротив, способствует использованию новейших достижений фармакологии и медицинской науки в области профилактики и диагностики заболеваний (имеются в виду медицинская техника и изделия медицинского назначения, применение которых не требует специальной подготовки, — очки, тонометры, глюкометры, презервативы, инвалидные коляски и т.п.).*

Кроме того, необходимо отметить, что предлагаемые ограничения касаются только рекламы лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения и не ужесточают требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, которые несмотря на ограничения действующего Федерального закона «О рекламе» очень часто подаются как исцеляющие средства.

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает принятие законопроекта в представленной редакции.

Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 6 марта 2008 года (протокол N 8)".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.