Наше медицинское учреждение специализируется на оказании медицинских услуг, в том числе реабилитации

141

Вопрос

Наше медицинское учреждение специализируется на оказании медицинских услуг, в том числе реабилитации. Наш вопрос: Запрещена ли с 01.01.2014г. реклама медицинских услуг в СМИ в том числе телевидение, какие ограничения?».

Ответ

: С 1 января 2014 года не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. К рекламе медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации устанавливаются особые требования. Полный запрет на рекламу медицинских услуг в СМИ не установлен.

 

Соответствующие изменения вносятся в ФЗ «О рекламе», Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Так, с 01.01.2014 вводятся требования к рекламе медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. С указанной даты реклама медицинских услуг должна соответствовать пунктам 2 — 5 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Следовательно, реклама медицинских услуг не должна:

— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

В соответствии с ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Кроме того следует отметить, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий (п.6 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе»).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

  • ПИСЬМО ФАС РОССИИ ОТ 17.12.2013 № АД/51199/13 О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе»

«С 1 января 2014 года статьей 48 Федерального закона № 317-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон «О рекламе».

В частности с 01.01.2014 вводится запрет на распространение рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности. При этом части 11 и 12 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» утрачивают силу, а статья 7, содержащая перечень товаров, реклама которых не допускается, дополняется пунктом 9, устанавливающим, что реклама услуг по искусственному прерыванию беременности не допускается.*

Кроме того, с 01.01.2014 вводятся требования к рекламе методов народной медицины. С указанной даты реклама методов народной медицины должна соответствовать пунктам 2 — 5 и 7 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Следовательно, такая реклама не должна:

— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

— содержать выражение благодарности физическим лицам в связи с использованием объекта рекламирования;

— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

— создавать впечатление ненужности обращения к врачу.

Согласно частям 1 и 2 статьи 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. При этом право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Также в перечень объектов, регулируемых пунктом 6 части 5 статьи 5 и статьей 24 Федерального закона «О рекламе», включены методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации*«.

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

"Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;*

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.
(Часть в редакции, введенной в действие с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ. — См.предыдущую редакцию)

3. Требования пунктов 2-5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.*

(Часть дополнена с 22 января 2010 года Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 320-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3_1. Требования пунктов 2-5 и 7 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ)

4. Требования пунктов 1-8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ. — См.предыдущую редакцию)

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.*

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ. — См.предыдущую редакцию)

7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. — См.предыдущую редакцию)

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. — См.предыдущую редакцию)

9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

11. Часть утратила силу с 1 января 2014 года — Федеральный закон от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

12. Часть дополнительно включена с 15 августа 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 202-ФЗ, утратила силу с 1 января 2014 года — Федеральный закон от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ. — См. предыдущую редакцию".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.