Есть ли разница между договором пожертвования и договором спонсорства

1911

Вопрос

Есть ли разница между договором пожертвования и договором спонсорства или это идентичные договоры?

Ответ

Между договором дарения и спонсорским договором предусмотрены отличия.

Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Гражданский кодекс РФ раскрывает понятие «пожертвование», давая следующее определение: «Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях» (ст. 582 ГК РФ).

Фактически пожертвование является разновидностью договора дарения, однако, в отличие от простого дарения, осуществляется оно в строго определенных целях — общеполезных.

Таким образом, главным критерием, позволяющим отличить пожертвование от какой-либо иной деятельности по передаче вещи или права, является его безвозмездный, то есть бескорыстный характер.

Однако, применительно к понятию благотворительность, в данном случае под бескорыстностью следует понимать не только безвозмездную передачу имущества или имущественных прав.

Однако, чтобы действия лица, желающего сделать общеполезный дар другому лицу, были квалифицированы в дальнейшем как благотворительные, такому лицу необходимо соблюсти ряд законодательно установленных ограничений, а именно:

Пожертвования должны осуществляться в строго определенных формах, в частности, в виде:

бескорыстной (безвозмездной) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

Пожертвования могут осуществляться в отношении строго определенного круга лиц (ст. 582 ГК РФ):

граждан;

лечебных, воспитательных учреждений;

учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;

благотворительных, научных и образовательных учреждений;

фондов, музеев и других учреждений культуры;

общественных и религиозных организаций;

иных некоммерческих организаций в соответствии с законом;

государства и его субъектов.

Передача имущества благотворителем (жертвователем) должна быть обусловлена использованием этого имущества получателем по строго определенному назначению.

При отсутствии данного условия пожертвование считается обычным дарением (п. 4 ст. 582 ГК РФ).

В случаях же, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится невозможным вследствие изменившихся обстоятельств, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица- жертвователя по решению суда (п. 4 ст. 582 ГК РФ). В противном случае жертвователь (а также его наследники и правопреемники) вправе потребовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Таким образом, спонсорство — это деятельность спонсора, предоставившего средства для проведения определенного мероприятия. Однако данный закон не разъясняет, каким может быть спонсорство — возмездным или безвозмездным. Тем не менее следует отметить, что фактически спонсорство является возмездной деятельностью, поскольку любая реклама требует определенных затрат в целях получения от этого результатов в виде прироста доходов рекламодателя.

Следует отметить, спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п.п. 10 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). Гражданский кодекс РФ не содержит такой разновидности сделки как спонсорский договор, однако гражданские права и обязанности могут возникать «из договоров и иных сделок хотя и непредусмотренных законом, но не противоречащих ему» (ст. 8 ГК РФ).

Тем не менее, спонсорский договор может быть как возмездным так и безвозмездным. При безвозмездном характере спонсорского договора, договор приобретает схожие признаки с договором пожертвования, однако стоит отметить иную цель спонсорского договора — рекламирование спонсора, хотя данное условие не всегда может быть предметом договора.

Таким образом, именно направленностью своих целей, возмездным характером спонсорство отличается от пожертвования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре...»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль