Возникла следующая ситуация: управление ростехнадзора приступает к проведению плановой, выездной поверки ОАО (+) на 24

372

Вопрос

Возникла следующая ситуация: управление ростехнадзора приступает к проведению плановой, выездной поверки ОАО (+) на 24.12.2013 г. срок проведения проверки 20 рабочих дней. Вопрос: если в представленном Распоряжении неправильно указаны: индекс предприятиия, название предприятия написано маленьким шрифтом, по Уставу все буквы пишутся заглавными, указаны производственные объекты со старыми номенклатурными номерами, изменение названий данных объектов были еще в июле 2013 года направлены в ростехнадзор. Кроме этого в июле 2013 года они проводили проверку даннных объектов. В распоряжении, в качестве правового основания они ссылаются на ФЗ от.04.03.2013 № 22- ФЗ "О внесении изменений в Федеральноый закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отдельные законодательгные акты РФ и о признании утративши м силу подпункта 114 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ" - правомерность проведения данной проверки? Возможно ли им отказать в проведении проверки?».

Ответ

: Плановая выездная проверка в отношении юридического лица проводится только после согласования с органами прокуратуры.

 

Это правило предусмотрено ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Относительно ссылки на Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333_33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», то данный закон дополнил ст.16 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» пунктом 5.1.следующего содержания: Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

— в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;

— в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.

В п.п. «в», п.5 ст.16 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ установлено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного пунктом 5_1 настоящей статьи, начиная со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Таким образом, если в отношении юр.лица уже проводилась плановая проверка в данном календарном году, проведение повторной плановой проверки незаконно.

В силу вышеизложенного, в случае если у Вас отсутствуют сведения об основаниях проводимой проверки и порядка согласования проведения плановой проверки с органами прокуратуры, Вам рекомендуется письменно обратиться в прокуратуру, с заявлением о проведения проверки законности проведения в отношении Вас плановых надзорных мероприятий органами Ростехнадзора.

Указание в распоряжении о проведении проверки неверного индекса организации и наименования организации буквами с нижним регистром не является основанием для признания распоряжения незаконным. Если в распоряжении отражены иные идентифицирующие данные организации (ИНН, ОГРН, адрес местонахождения и т.д.) это замечание может быть признано несущественным. Указания производственных объектов со старыми номенклатурными номерами также не является безусловным основанием для признания распоряжения недействительным.

Следует заметить, что при проведении проверки (как плановой, так и внеплановой) проверяющий орган может запрашивать и безвозмездно получать от проверяемого лица любые документы, необходимые для осуществления контроля, в том числе документы за любые периоды (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Требовать от организации документы и информацию, которые не являются объектами проверки и (или) не относятся к предмету проверки, проверяющие не могут (п. 3 ст. 15 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Не рекомендуется не допускать и препятствовать проверяющим органам в проведении плановой проверки, т.к. неправомерное непредставление документов по требованию проверяющих или отказ в выполнении законных требований, является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

При наличии такого нарушения по заявлению трудовой инспекции суд может вынести предупреждение или наложить штраф:

— на граждан — в размере от 500 до 1000 руб.;

— на должностных лиц организации (например, ее руководителя) — в размере от 2000 до 4000 руб.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Организации рекомендуется выбрать другой способ защиты прав. Так, если в ходе проверки сотрудники Ростехнадзора своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства могут быть обжалованы (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

К таким грубым нарушениям, в частности, относится:

— проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);

— несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;

— проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);

— нарушение сроков проведения проверки;

— истребование документов, не относящихся к предмету проверки;

— непредставление акта проверки.

Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Таким образом, лицу, в отношении которого проводится проверка следует помнить, что согласно ч. 1, п.7 ч.2 ст. 20 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене (см. Постановление ФАС ЦО от 17.04.2013 №№ А54-5581/2012, Ф10-937/2013 Дело А54-5581/2012, Постановление ФАС ЗСО от 17.11.2011 № А81-712/2011 Дело А81-712/2011, Постановление ФАС ЦО от 25.12.2012 №№ А62-3451/2012, Ф10-4635/2012 Дело А62-3451/2012).

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) организация может:

— в административном порядке;

— в судебном порядке.

Причем воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьей:

Границы полномочий проверяющих органов в ходе государственного контроля. Журнал «Арбитражная практика» июнь 6 2010;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

«Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

С 1 января 2014 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона будет дополнена частью 1_1.

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.*

4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

6_1. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок (часть дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ).

6_2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок (часть дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ; дополнена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

6_3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ).

6_4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (часть дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ).*

7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

7_1. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (часть дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ).

7_2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7_1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети «Интернет», за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ)".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.