• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Трудовые отношения
  • » Проект № 116190-6 внесенным Законодательным Собранием Ленинградской области "О внесении изменений в ст.21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и судебная практика по делам о предоставлении квот на организациях с опасными и вредными условиями труда.

Проект № 116190-6 внесенным Законодательным Собранием Ленинградской области "О внесении изменений в ст.21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и судебная практика по делам о предоставлении квот на организациях с опасными и вредными условиями труда.

107

Вопрос

Проект № 116190-6 внесенным Законодательным Собранием Ленинградской области "О внесении изменений в ст.21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и судебная практика по делам о предоставлении квот на организациях с опасными и вредными условиями труда. Также прошу предоставить информацию о том, рассматривались дела о признании не законным ст.21 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по вопросу того что для установления квоты из среднесписочной численности работников должны исключаться должности в опасных и вредных условиях.

Ответ

Проект Федерального закона № 116190-6 был рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол № 46, п. 49) еще 20.09.2012. С тех пор никаких изменений (движений) по данному проекту не было. Иными словами, статья 21 Закона № 181-ФЗ осталась в прежнем варианте. И согласно ей, квота рассчитывается исходя из общей численности работников (должности с вредными условиями труда также учитываются при расчете).

 

Судебная практика по данному вопросу немногочисленна.

Так, в Определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 было отмечено, что расчет квоты производится пропорционально штатной численности его работников (рабочих мест) на территории города, без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований.

Также аналогичные выводы изложены в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2011 № 33-17535/2011, Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 15.10.2012 № 33-4612АП/2012г., Апелляционном определении Вологодского областного суда от 05.10.2012 № 33-4044/2012, Кассационном определении Томского областного суда от 09.08.2011 № 33-2499/2011 и ряде других судебных решений.

В тоже время, если Вы не имеете возможности создать рабочее место для инвалида, поскольку условия труда являются вредными по всем должностям и специальностям, то Вы не обязаны выделять квоты для инвалидов (Апелляционное определение Омского областного суда от 07.03.2012 № 33-1271/2012).

Обоснование данной позиции приведено ниже

1. Выписка из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 20.09.2012 № 46

«49. О проекте Федерального закона № 116190-6 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в части отмены установления квоты для приема на работу инвалидов для организаций с тяжелыми или вредными и (или) опасными условиями труда) — вносит Законодательное собрание Ленинградской области

Принято решение:

1. Направить указанный проект Федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом Федерального закона Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов до 1 ноября 2012 года.

2. Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект Федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3. Включить указанный проект Федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2012 года (ноябрь)».

2. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 15.10.2012 № 33-4612АП/2012г.

«Прокурор города Ухты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» об обязании создать или выделить девять рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, направить информацию о созданных или выделенных местах в ГУ РК «Центр занятости населения г. Ухты», указав в обоснование требований, что в нарушение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчиком не соблюдается установленная квота для приема на работу инвалидов: вместо 12 рабочих мест фактически создано для инвалидов три рабочих места, девять рабочих мест для инвалидов не организовано.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, уточнив их в части срока устранения нарушений — до... года.

Ответчик иск не признал, пояснив, что производство на предприятии с вредными и опасными факторами, в связи с чем создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой не представляется возможным.

Представитель ГКУ РК «Центр занятости населения г. Ухты» исковые требования поддержал.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» не согласно с решением суда и просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими значение, и положениями закона.

Содействие в трудоустройстве инвалидов является одной из мер социальной поддержки и реабилитации инвалидов, предусмотренной ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых, в частности, относится установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Порядок определения квоты предусмотрен статьей 21 указанного Федерального закона, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2004 года 3276 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» с 1 января 2005 года для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процента к среднесписочной численности работников организации.

В силу ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что среднесписочная численность работников ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» составляет... человек; количество фактически работающих инвалидов — три человека, однако при указанной численности работников квота для приема инвалидов составляет 12 рабочих мест.

Данное нарушение влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком вышеприведенных положений закона и правомерно удовлетворил заявленные требования.

При этом суд обоснованно не принял во внимание ссылки ответчика на наличие на предприятии вредных и опасных производственных факторов и условий труда, не позволяющих принимать на работу инвалидов, так как Федеральный закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает каких-либо исключений в установлении квоты для приема на работу инвалидов, а также различных подходов к ее установлению в зависимости от отраслевой принадлежности работодателя и характера условий труда на предприятии.

Ни суду первой, ни апелляционной инстанций не представлено доказательств того, что с учетом специфики предприятия и недостаточности производственных площадей невозможно создать или выделить рабочие места для инвалидов.

Суд правильно указал в решении, что для трудоустройства инвалидов создаются специальные рабочие места путем адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.

Доводы апелляционной жалобы о наличии вредных производственных факторов аналогичны доводам, выдвигавшимся ответчиком в суде первой инстанции; несостоятельность этих доводов приведена в решении суда и в настоящем определении; в жалобе не содержится ссылок на факты и обстоятельства, опровергающие выводы суда.

Указание в жалобе на то, что квота для приема на работу инвалидов должна устанавливаться не от среднесписочной численности работников, а от количества имеющихся у работодателя мест без вредных условий труда (2% от 162 рабочих мест без вредных условий труда), не основано на законе и не может быть принято во внимание*.

С учетом изложенных обстоятельств принятое по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, — необоснованными".

3. Апелляционное определение Омского областного суда от 07.03.2012 № 33-1271/2012

«ГУ Государственной службы занятости населения Омской области обратилось в суд с указанным иском, указав, что по результатам проверки ответчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 13.07.2010 г. № 35 по двум нарушениям: несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов, несоблюдение обязанности по выделению специального рабочего места для трудоустройства инвалидов. В установленный срок к 10 сентября 2010 г. предписание ответчиком исполнено не было. Бездействием ответчика нарушаются и могут быть нарушены права на социальную защиту от безработицы любого гражданина РФ, являющегося инвалидом. Просили обязать ответчика обеспечить создание минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В судебном заседании представитель истца Т. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика БУЗ Омской области «Клинический противотуберкулезный диспансер» Г. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что в учреждении имеется 100% вредность на все имеющиеся специальности и должности, в связи с чем, трудоустройство инвалидов невозможно. Учреждение обращалось в «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» с вопросом о возможности получения положительного заключения для создания рабочего места для инвалидов, из ответа которого следует, что получение указанного заключения при классе вредности 3.3 по всем должностям и специальностям, не представляется возможным. БУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер» проведены все необходимые действия, направленные на исполнение требований о квотировании, но в силу вышеуказанных причин, выполнение их невозможно.

Представитель третьего лица Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» С.Ю. в суде не присутствовала, в судебном заседании 22.12.2011 г. не согласилась с иском.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Омской области З. в судебном заседании не присутствовала, в заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствии и в письменном отзыве указала, что с иском не согласна, при заявлении требований не был учтен характер деятельности учреждения, в котором все рабочие места по результатам аттестации признаны вредными.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ГУ Государственной службы занятости населения Омской области просит решение суда отменить, принять новое решение, обязав ответчика выполнить требования законодательства, указывая на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, а именно, неприменение п. 7 ст. 6, ст. 7.1 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест Омской области», неверное применение ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В возражении на апелляционную жалобу представитель БУЗ ОО «КПТД» Г. просит в ее удовлетворении отказать.

Выслушав представителя истца — Т., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика БУЗ Омской области «Клинический противотуберкулезный диспансер» Г., просившего отказать в удовлетворении жалобы, рассмотрев материалы дела, доводы жалобы, суд отказывает в ее удовлетворении по следующим причинам.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 22 Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ организация обязана обеспечить соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе, проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев.

Постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

Из представленных ответчиком сведений установлено, что списочная численность работников БУЗ Омской области «КПД» на 01.06.2010 г. составила 548, работающих инвалидов 11. Количество рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты для приема инвалидов устанавливается в соответствии с приказами БУЗ Омской области «КПД» от 11.01.2010 г. «Об установлении квоты для трудоустройства инвалидов на 2010 год» и от 24.02.2010 г. «О внесении изменений в приказ от 11.01.2010 г.».

Материалами дела также установлено, что 16.09.2011 г. приказом главного врача БУЗ ОО «Клинический противотуберкулезный диспансер» создано специальное рабочее место для инвалида в количестве 1 единицы.

В рамках предоставленного ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» права БУЗ Омской области «КПД» 02.11.2011 г. обратился в «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» о даче разъяснений по вопросу создания специального рабочего места, согласно установленной квотой на фельдшера-лаборанта-инвалида 3 группы, причина инвалидности — общее заболевание. По материалам аттестации данного рабочего места класс условий вредный 3.3 (по биологическому фактору).

В ответе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» от 03.11.2011 г. № 5596 также дается ссылка на п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», согласно которому противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно, среди прочего, биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности).

Согласно разделу 2 Устава БУЗ Омской области «КПД» установлено, что целью деятельности учреждения является охрана здоровья граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области, а предметом является деятельность по оказанию специализированной противотуберкулезной медицинской помощи взрослому и детскому населению, в том числе профилактической, консультативно-диагностической, лечебной, реабилитационной и восстановительной медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 утвержден «Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих», в который включено такое заболевание как туберкулез (код заболевания по МКБ-10: А 15-А 19 и В 20 — В 24).

Судом исследовались материалы аттестации рабочих мест БУЗ ОО «Клинический противотуберкулезный диспансер» за 2009 — 2010 гг., из которых следует, что все рабочие места в учреждении имеют класс условий труд — 3.3, т.е. признаны вредными. Основным вредно-действующим фактором является биологический (патогенные микроорганизмы).

Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд правильно применил указанные нормы материального закона, а также СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», целью которых является предотвращение или сведение к минимуму негативных последствий применения труда инвалидов в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда, сохранение здоровья указанного контингента работников на основе комплексной санитарно-эпидемиологической оценки профессионального риска и вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

Из совокупности представленных по делу доказательств установлено, что ответчик не имеет возможности создать рабочее место для инвалида, поскольку условия труда в учреждении являются вредными с классом условий труда 3.3, и получить соответствующее заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», без которого создание специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты не допускается*.

Таким образом, коллегия находит законным и обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ГУ Государственной службы занятости населения Омской области.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, поскольку основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом рассмотрения, исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Доводы жалобы о том, что согласно ст. 7.1 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» ответчик имеет право заключить соглашение с другой организацией и направить туда инвалида по своей квоте, не могут повлечь отмену решения, так как механизм такого соглашения законодательством не урегулирован, такие требования не заявлялись истцом".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль