Обязанности работодателя по отношению к работнику

28

Вопрос

Какие существуют обязанности работодателя по отношению к работнику, чья деятельность связана с перевозкой опасных грузов?

Ответ

Работодатель несет общие обязанности, предусмотренные ст. 22 ТК РФ, в том числе проводить обязательные медосмотры и инструктажи.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

1. Рекомендация: Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника

«Какие сотрудники должны проходить обязательные медосмотры

Сотрудники, выполняющие определенные виды работ, проходят обязательные медосмотры за счет организации. К этой категории персонала относятся, в частности:

 сотрудники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, в т. ч. на подземных работах (ст. 213, 330.3 ТК РФ);

 сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, в том числе водители* (ст. 213 и 328 ТК РФ, ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);

 сотрудники предприятий пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (ст. 213 ТК РФ);

 сотрудники ведомственной охраны (ст. 6 Закона от 14 апреля 1999 г. № 77–ФЗ).

Когда проводят медицинское освидетельствование на предмет потребления наркотиков и психотропных веществ

Для отдельных категорий сотрудников в ходе проведения обязательных медосмотров могут быть предусмотрены химико-токсикологические исследования на предмет, нет ли в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (ч. 6 ст. 213 ТК РФ). Соответствующие требования могут быть предусмотрены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России.

В частности, химико-токсикологические исследования организма обязательны для:

 людей из числа специалистов авиационного персонала (как при предварительных, так и при периодических медосмотрах);

 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (не реже раза в год);

 членов экипажей водных судов;

 людей, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневрами на железной дороге.

Полный перечень действующих в настоящее время требований в части тестирования сотрудников на наркотические и психотропные вещества приведен в Законе от 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ. Правила проведения химико-токсикологического исследования при медицинском освидетельствовании утверждены приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н.

Какие виды обязательных медосмотров существуют

Обязательные медосмотры подразделяются на три вида:

 предварительные;

 периодические;

 внеочередные.

Такая классификация предусмотрена положениями части 1 статьи 213 Трудового кодекса РФ и пунктами 1, 18 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Кроме того, для отдельных категорий сотрудников могут быть предусмотрены обязательные медосмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения таких медосмотров (обследований) включают в рабочее время. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 213 Трудового кодекса РФ. В частности, такие медосмотры обязаны проходить:

 сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ);

 водители (ст. 20, 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ)».

2. Рекомендация: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

«Какие сотрудники обязаны проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Предрейсовые медосмотры обязаны проходить все сотрудники, выполняющие работу, связанную с движением и управлением транспортными средствами (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).* Например:

 водители автомобилей, троллейбусов, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (абз. 7 п. 1 ст. 20 и ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);

 машинисты электропоездов, кочегары паровозов в депо (абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 28 марта 2007 г. № 36).

Послерейсовые медосмотры обязаны проходить только те водители, работа которых связана с перевозками пассажиров или опасных грузов* (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя. Организация проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров также возлагается на работодателя.

Об этом говорится в пунктах 7 и 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н».

3. Ситуация: Типовые программы профессионального обучения водителей по перевозке опасных грузов

«Минтранс России утвердил типовые программы профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (приказ Минтранса России от 21 сентября 2016 г. № 273).

Типовые программы повышения квалификации водителей предусматривают обучение по базовому курсу, а также специализированным курсам, включающим перевозку опасных грузов в цистернах, веществ и изделий класса 1, а также радиоактивных материалов класса 7*.

В типовых программах предусмотрены:

 учебно-тематические планы первичного и повторного обучения;

 разделы (темы) учебно-тематического плана;

 планируемые результаты освоения программы;

 условия реализации программы;

 система оценки результатов ее освоения.

Приказ вступает в силу 29 января 2017 года».

4. Статья: Охрана труда в грузоперевозках автомобильным транспортом

«Какие требования предъявляются к персоналу, занятому грузоперевозками

На предприятиях, занятых грузоперевозками, персонал, работающий во вредных условиях труда, обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Так, для водителей обязателен предварительный при приеме на работу и периодический (один раз в два года) медосмотры. Другая периодичность медосмотров может быть оговорена в карте спецоценки рабочего места. Неотъемлемой частью являются предрейсовые и послерейсовые медосмотры.

Основным опасным и вредным производственным фактором для водителей и других работников автотранспортных предприятий является повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, особенно при работе с пылящими грузами. Поэтому нужно контролировать содержание вредных веществ в воздухе: ежегодно при производственном контроле, один раз в пять лет при специальной оценке условий труда. Кроме того, замеры фактического уровня вредных факторов производятся в рамках проверок Роспотребнадзора.

На работу по перевозке грузов следует принимать квалифицированных водителей, которые знают устройство автомобиля, правила дорожного движения, способы устранения неисправностей, порядок техобслуживания и правила перевозки грузов. Подробные требования к квалификации водителей можно найти в постановлении Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 31.

С водителями проводят инструктажи – вводный по охране труда и первичный на рабочем месте. Кроме того, есть требование проводить предрейсовый инструктаж перед первым выездом водителя на маршрут, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Предусмотрены и сезонные инструктажи – два раза в год в весенне-летний и осенне-зимний периоды1. Затем работники проходят обучение безопасным методам и приемам работ и стажировку сроком до одного месяца2 (в зависимости от характера и сложности профессии).*

Для этого каждого работника, имеющего профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасной работы прикрепляют к опытному наставнику. Если стажировка пройдет успешно, работника допускают к самостоятельной работе. Для водителей оформляется специальный лист стажировки, в котором указываются:

 объем предмаршрутной и маршрутной стажировки в часах;

 отметки о проведенных занятиях и зачетах;

 допуск к самостоятельной работе.

Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти инструктаж и специальную подготовку, которая включает*:

 изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);

 изучение свойств перевозимых опасных грузов;

 обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;

 обучение действиям в случае инцидента (порядок действий, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);

 подготовку и передачу донесений (докладов) должностным лицам о происшедшем инциденте.

Не менее важно обеспечить компетентность персонала, связанного с движением транспортных средств. Для этого работодателю нужно3:

 проводить профотбор и профподготовку работников;

 назначить ответственного за безопасность дорожного движения, который, в том числе, организует подготовку персонала.

Какие особенности учесть при организации грузоперевозок

При отправке груза необходимо организовать выдачу:

 путевых листов;

 заданий водителю;

 сопроводительных документов на груз (товарно-транспортной накладной, сертификатов, если они необходимы, деклараций о соответствии, разрешений на перевозку особо опасных грузов).

Перед выпуском на линию механик по выпуску вместе с водителем проверяют исправность автомобиля и его соответствие требованиям безопасности и Правилам дорожного движения.

Если рейс будет длиться более суток, то также необходимо проверить укомплектованность автомобиля дополнительным инвентарем – металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время – цепями противоскольжения. Исправность и укомплектованность автомобиля подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск на линию и водителя.

Для безопасной перевозки грузов работодатель обязан организовать правильную эксплуатацию транспортных средств – своевременно проводить технические осмотры, как периодические, так и перед выпуском на линию. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Техобслуживание должно проводиться в специально оборудованных местах только квалифицированными специалистами.

Направляя водителя в длительный рейс, ему нужно оформить командировку и путевой лист, а также установить:

 график движения по времени;

 время для кратковременного отдыха;

 пункты отдыха и питания, места ночлега;

 указать лиц, сопровождающих автомобиль (если таковые имеются);

 указать особенности погрузки и выгрузки груза.

Если остановка на отдых будет вне населенного пункта, то ответственный за охрану труда организует дежурство, чтобы:

 контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности;

 наблюдать за отдыхающими водителями;

 прогревать двигатели и т. д.

Необходимо строго соблюдать режимы труда и отдыха водителя4 и не направлять его в рейс, если он не отдыхал перед выездом.

Иногда водителям приходится участвовать в погрузочно-разгрузочных работах. Для этого они должны проходить специальный целевой инструктаж. Если водитель понимает, что погрузочно-разгрузочные работы организованы неправильно (нет механизации при погрузке или разгрузке тяжеловесных грузов, нет возможности обеспечить безопасные условия для грузчиков при погрузке и т. д.), он обязан потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленно прекратить погрузку или разгрузку. В случае невыполнения его требований – сообщить администрации и сделать отметку о своем заявлении в путевом листе.

Особенности перевозки опасных грузов

К организациям, которые занимаются перевозкой опасных грузов, предъявляют особые требования. Их водители обязательно проходят специальный инструктаж не реже одного раза в три месяца. Если был перерыв на пять и более дней, проводят дополнительный инструктаж перед каждым возобновлением перевозок. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза*.

Принимая опасные грузы к перевозке, водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки согласно ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).

Для перевозки опасных и особо опасных грузов организации нужно иметь:

 аварийную карточку системы информации об опасности;

 маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем). Один экземпляр согласованного маршрута обязательно должен быть у водителя или сопровождающего лица;

 планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему (на каждую перевозку выделяют аварийные бригады для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов и организуют с ними соответствующую подготовку);

 свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Для особо опасных грузов дополнительно потребуется:

 специальная инструкция на перевозку опасного груза (предоставляется грузоотправителем (грузополучателем));

 разрешение на транспортировку грузов (выдает МВД России по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя)).

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть укомплектованы аварийным инструментом и оборудованием для тушения пожара (огнетушители, лопаты, запас песка). В случаях, предусмотренных условиями безопасной перевозки и аварийной карточкой, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.

Какие документы должны быть в организации, занимающейся грузоперевозками

Чтобы организовать охрану труда в грузоперевозках, работодателю потребуется подготовить пакет документов.

Во-первых, нужны приказы о назначении ответственных за:

 обеспечение безопасности дорожного движения;

 допуск транспортных средств к эксплуатации, выпуск на линию автотранспорта;

 проведение вводного, периодического, целевого, предрейсового, сезонного, специального инструктажей;

 безопасную эксплуатацию транспортных средств;

 техническое состояние транспортных средств;

 сопровождение опасного груза;

 безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ;

 охрану труда на маршруте (при направлении двух и более автомобилей для совместной работы);

 организацию и проведение занятий с водителями по повышению профессионального мастерства.

А также приказы:

 о назначении постоянно действующей аттестационной комиссии по проверке знаний по охране труда у работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

 на право управления автотранспортными средствами на территории организации;

 о проведении обучения работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, безопасным методам и приемам труда;

 о закреплении транспортных средств за конкретными водителями;

 об утверждении маршрутов движения транспортных средств предприятия.

Во-вторых, необходима дополнительная документация для организации грузоперевозок:

1. Транспортная политика предприятия.

2. Протоколы аттестации ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств.

3. Удостоверения на право управления автотранспортным средством определенной категории.

4. Листы стажировки водителей.

5. Протоколы проверки знаний безопасных методов и приемов труда работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

6. Сертификаты, декларации о соответствии, паспорта безопасности и другие документы, подтверждающие характеристики перевозимых грузов.

7. Графики профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств.

8. Путевые листы с отметкой медика о предрейсовом и послерейсовом медосмотре, ответственного за выпуск на линию, ответственного за техническое состояние автомобиля после рейса.

9. Журналы:

 учета выдачи путевых листов;

 технического состояния и выпуска на линию транспортных средств;

 предрейсового и послерейсового медосмотра водителей.

10. Положение об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

11. Личная карточка выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

12. Личная карточка выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

13. Карты специальной оценки условий труда. Ознакомление персонала.

14. Ежегодный план мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, и транспортных средств к безопасной работе.

15. Удостоверения о повышении квалификации специалистов по организации и осуществлению перевозок на автомобильном транспорте на соответствующих курсах не реже одного раза в пять лет.

16. Удостоверения об обучении специалистов, ответственных за безопасную организацию и осуществление перевозок, на знание и обеспечение выполнения нормативных актов по безопасности дорожного движения на автотранспорте.

17. План-график проведения занятий с водителями по повышению их мастерства.

18. Документы (протоколы, удостоверения и т. д.), подтверждающие повышение мастерства водителей.

19. График профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств на текущий год.

Нужно ли выдавать работникам спецжиры?

На предприятии находятся холодильные установки для хранения продукции (мясо птицы). В них работают люди (грузчики, кладовщики). Полагаются ли им спецжиры за работу в постоянном холоде? Марина ПЕНЮШЕВА (Чайковский)

Перечень работников, которым положены дерматологические средства индивидуальной защиты, формируется на основании результатов специальной оценки условий труда или, если спецоценка не проводилась, на основании типовых норм, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н, с учетом мнения профсоюза. Согласно типовым нормам работникам полагаются защитные средства для кожи при воздействии пониженных температур – 100 мл на одного работника в месяц».

02.10.2017

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль