О приказах по унифицированным формам

1

Вопрос

Есть ли обязательные или рекомендательные требования по заполнению локальных приказов по предприятию?

Ответ

Если речь о приказах по унифицированным формам, то их надо заполнять в соответствии с Указаниями.

Обязательными реквизитами кадрового документа являются: Наименование организации, Наименование документа, Дата подписания, Место составления, Описание события, Подпись.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

1. Ситуация: Как составить приказ на отпуск

«При уходе сотрудника в отпуск необходимо составить приказ о предоставлении отпуска. Приказ на отпуск подписывает руководитель или уполномоченное им лицо, например директор по персоналу. После чего с приказом нужно ознакомить под подпись и самого работника.

Совет: для оформления приказа на отпуск можно использовать унифицированные формы: индивидуальную № Т-6 или коллективную № Т-6а – на случай, если в отпуска идут сразу несколько сотрудников. Кроме того, работодатель может использовать самостоятельно разработанную форму*.».

2. Ситуация: Как составить приказ о приеме на работу совместителя

«После того как заключите трудовой договор, издайте приказ о приеме на работу совместителя по унифицированным формам № Т-1 или № Т-1а, утвержденным постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, либо по самостоятельно разработанной форме (ст. 68 ТК РФ)*».

3. Ситуация: Как оформить приказ о наложении дисциплинарного взыскания

«Когда все доказательства вины сотрудника будут собраны: докладные, акты, объяснительные, оформите приказ о наложении дисциплинарного взыскания.

Если взысканием является замечание или выговор, то приказ оформите в произвольной форме.

А если в качестве взыскания организация решит уволить сотрудника, то оформите приказ о прекращении трудового договора по унифицированной форме № Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 или по самостоятельно разработанной форме. Издавать дополнительный приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в этом случае не нужно. Вместе с тем, и издание двух приказов не считают нарушением трудового законодательства. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда в письме от 1 июня 2011 г. № 1493-6-1*.

В течение трех рабочих дней после издания приказа ознакомьте с ним сотрудника под подпись. Причем время отсутствия сотрудника на работе в трехдневный срок не входит. Если работник откажется подписывать приказ, зачитайте ему приказ устно и составьте акт об отказе подписать документ в произвольной форме в присутствии не менее двух свидетелей. Это следует из положений части 6 статьи 193 Трудового кодекса РФ».

4. Рекомендация: Как организовать документооборот в кадровой службе

«Как подготовить организационные и распорядительные документы по кадрам

При подготовке организационных и распорядительных документов можно использовать унифицированные документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. В то же время с 1 января 2013 года, после того как приняли Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, не обязательно применять эти формы. Организации вместо этого могут разработать свои формы.

Особый подход к оформлению документов действует в отношении организаций государственного сектора. Они обязаны использовать в работе унифицированные формы кадровых документов, которые утверждены приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н и актами других федеральных органов исполнительной власти. Если указанные документами те или иные формы для кадровых процедур не утвердили, то организации госсектора также вправе разработать их самостоятельно.

В приказе, Положении о документообороте или ином локальном акте руководитель организации утверждает состав первичных учетных документов, их формы, а также перечень лиц, которые имеют право подписывать такие документы.

Бывает, что организация продолжает использовать унифицированные бланки, а по тем операциям, которые они не охватывают, например смена фамилии, дисциплинарное взыскание и т. д., разрабатывает и утверждает собственные формы.

Важно учесть, что если по закону нужно использовать установленные формы, то их нельзя заменить другими. Например, это касается кассовых документов.

Но независимо от того, использует организация собственные формы или унифицированные, в любом первичном документе для учета должны быть все обязательные реквизиты: наименование, дата и т. п.

Такие выводы следуют из совокупности положений статей 7, 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012 и Роструда от 14 февраля 2013 г. № ПГ/1487-6-1.

Работу с организационными и распорядительными документами постройте по схеме: подготовка проекта, согласование, доработка, визирование, подписание (утверждение) руководителем, передача на исполнение ответственным сотрудникам. Об этом сказано в пункте 3.1.1 ГСДОУ, утвержденной приказом Главархива СССР от 25 мая 1988 г. № 33.

Вопрос из практики: какие реквизиты должны содержать кадровые документы

Реквизиты документа – обязательные данные или сведения в официальном документе. Без них он не обладает подлинной юридической силой и не может служить основанием совершения операций и быть пригодным для учета труда сотрудников и его оплаты.

Когда специалист по кадрам готовит и оформляет первичные учетные кадровые документы, приказы и, распоряжения, ему следует использовать обязательные реквизиты, которые должен содержать любой документ. К ним относятся наименование, дата и т. п. (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Подробнее о том, какие обязательные реквизиты должны содержать кадровые документы, см. в таблице.

Вместе с тем, для ряда документов недостаточно обязательных реквизитов. В этом случае организации следует использовать также дополнительные реквизиты, такие как гриф утверждения, регистрационный номер и т. п. Подробнее о том, какие дополнительные реквизиты должны содержать кадровые документы, см. в таблице*».

5. Таблица: Дополнительные реквизиты документов

Реквизит* Пояснение Основание
Гриф утверждения Ставят в правом верхнем углу. Этот реквизит должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности сотрудника, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты. Причем дату указывают после подписания документа. Если документ утверждают постановлением, решением, приказом, протоколом, гриф должен состоять из слова Утвержден, наименования документа в творительном падеже, его даты, номера Пункт 3.16ГОСТ Р 6.30-2003
Регистрационный номер Отмечают по порядку. Его можно дополнить по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и другими сведениями (например, «123/2015-лс» (123-й приказ по личному составу издан в 2015 г.)). Номер указывают на одном уровне с датой и вносят после подписания или утверждения документа руководителем или уполномоченным лицом Пункт 3.12ГОСТ Р 6.30-2003
Заголовок документа Должен кратко отражать его содержание и отвечать на вопрос «о чем?» (например, приказ об изменении оклада) или «чего (кого)?»(например, должностная инструкция бухгалтера) Пункт 3.18ГОСТ Р 6.30-2003
Отметка об ознакомлении Вносится в случаях, когда по закону работник должен подтвердить своей подписью, что он прочел документ Пункт 3.22ГОСТ Р 6.30-2003

6. Таблица: Обязательные реквизиты документов

Реквизит* Пояснение Основание
Государственный герб РФ (субъекта РФ) Изображают на приказах органов власти и управления, а также организаций в их подчинении Статья 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункты 3.1 и 3.2ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст (далее – ГОСТ Р 6.30-2003)
Эмблема (товарный знак или знак обслуживания) Отражают на бланках, если это закреплено уставом или положением об организации Статья 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 3.3 ГОСТ Р 6.30-2003
Наименование организации Указывают полное и при наличии – сокращенное. Должно соответствовать уставу или положению. Если устав или положение предусматривает сокращенное наименование организации, его помещают в скобках ниже полного названия или за ним Статья 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 3.8 ГОСТ Р 6.30-2003
Наименование документа Определяют по уставу организации и Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД). В текстовых документах (кроме писем) наименование документа указывают прописными буквами полужирным шрифтом Статья 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 3.10 ГОСТ Р 6.30-2003
Дата подписания Это дата события (подписания, утверждения). Ее указывают арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год (либо наоборот). День и месяц указывают двумя парами арабских цифр, разделенных точкой, а год – четырьмя арабскими цифрами (например, «14.02.2015»), дату также можно оформить словесно-цифровым способом (например, «14 февраля 2015 г.») Статья 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 3.11 ГОСТ Р 6.30-2003
Место составления Указывают с учетом принятого в России административно-территориального деления и общепринятых сокращений (например, г. Ржев, Тверская обл.) Статья 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 3.14 ГОСТ Р 6.30-2003
Описание события Оформляют в виде связного текста, таблицы или комбинируют эти способы. Указывают причины, основания, цели составления документа (констатирующая часть), выводы и решения (распорядительная часть). Документ, например приказ, может состоять и из одной части – заключительной. Излагают от первого лица единственного числа Статья 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 3.20 ГОСТ Р 6.30-2003
Подпись Отмечают наименование должности лица, издавшего или подписавшего документ, его личную подпись и ее расшифровку (инициалы, фамилию). Право подписи документов может быть передано на основании доверенности. В таком случае необходимо указывать ее реквизиты – дату и номер Статья 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003

02.10.2017

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль