Решение о выборе способа закупки

2

Вопрос

Автономное учреждение работает по 223-ФЗ. Кто принимает решение о выборе способа закупки: комиссия, директор? Каким образом необходимо оформлять решение о выборе способа закупки?

Ответ

Способ закупки определяется на основании положения о закупках. Ответственное должностное лицо, которое выбирает способ закупки, избирается также на основании положения о закупках. Закон специальных требований не содержит.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Госфинансы».

Рекомендация. Как приобретать товары, работы и услуги по Закону № 223-ФЗ

«Сейчас автономные учреждения работают по Закону № 223-ФЗ. Кроме того, положениями этого закона могут руководствоваться бюджетные учреждения при закупках за счет средств от платной деятельности.

Внимание: закупки автономных учреждений планируют перевести на Закон № 44-ФЗ. Законопроект об этом разработало Минэкономразвития России. Ознакомьтесь с порядком работы по Закону о контрактной системе в рекомендации.

В помощь заказчикам ФАС России разработала Стандарт закупочной деятельности. Применять его необязательно, но в нем есть советы и предложения, которые помогут учреждению разобраться и грамотно подойти к процедуре закупок.

Чтобы проводить закупки по Закону № 223-ФЗ, нужно выполнить некоторые обязательные условия.

Применять Закон от 18 июля 2011 № 223-ФЗ не нужно:

1. Когда это прямо установлено. А именно для:

 купли-продажи ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;

 договоров – производных финансовых инструментов (кроме договоров вне сферы биржевой торговли и на поставку товаров);

 покупки биржевых товаров по Закону от 21 ноября 2011 № 325-ФЗ;

 закупок по Закону № 44-ФЗ. Автономные учреждения проводят закупки по этому закону, если:
– нарушили сроки размещения Положения о закупке;
– получили капвложения в объекты государственной (муниципальной) собственности как за счет бюджетных инвестиций, так и за счет субсидий на капвложения. При этом под капвложениями понимают операции по строительству, реконструкции или приобретению недвижимости в государственную (муниципальную) собственность. Капитальный ремонт, несмотря на такое название, капитальными вложениями не считается;
– нарушили порядок закупок у МСП;

 закупок в области военно-технического сотрудничества: вывоз, ввоз, поставка или закупка военных товаров, работ или услуг между странами (ст. 1 Закона от 19 июля 1998 № 114-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 3 августа 2016 № Д28и-1947);

 закупок в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);

 заключения и исполнения договоров об электроэнергетике, которые являются обязательными для субъектов оптового рынка – участников обращения электрической энергии и (или) мощности;

 договоров о банковском сопровождении сделки, когда головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа открывает отдельный счет в уполномоченном банке (по Закону от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Об этом сказано в части 4 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, в части субсидий на капвложения также разъяснено в письмах Минфина России от 29 декабря 2014 № 02-02-08/68298, от 29 декабря 2014 № 02-02-04/68092, от 21 марта 2014 № 02-02-09/12591.

2. Когда операция не предполагает закупку товаров, работ, услуг:

 вступительные и членские взносы в СРО;

 штрафы, госпошлины, налоги;

 плату за негативное воздействие на окружающую среду;

 расчеты по договору мены.

Такие разъяснения дает Минэкономразвития России в письмах от 20 ноября 2015 № Д28и-3443, от 14 августа 2015 № Д28и-2353, от 16 февраля 2015 № Д28и-364.

3. Если сделка не является закупкой по смыслу Закона 223-ФЗ:

 учреждение является агентом по агентскому договору и проводит закупки от имени и за счет принципала. А вот закупки по такому договору от имени и за счет заказчика подпадают под действие Закона № 223-ФЗ. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 5 сентября 2016 № Д28и-2289, пункте 1 письма Минэкономразвития России от 30 июля 2015 № Д28и-2258;

 учреждение-заказчик заключает договор займа или кредита, в котором выступает как заимодавец или кредитор (письмо Минэкономразвития России от 30 марта 2016 № Д28и-773).

Закупки филиалов

Обособленные подразделения (филиалы) отдельными заказчиками не признаются. А значит, и закупки от своего имени проводить не могут. Но головное учреждение может передать филиалу закупочные функции. Для этого в Положении о филиале утвердите, что филиал выполняет функции заказчика от имени учреждения. А в доверенности руководителю филиала пропишите, что он имеет право совершать сделки (заключать договоры), стороной в которых от имени учреждения выступает филиал.

После этого филиал может проводить закупки самостоятельно – от имени заказчика. А в ЕИС для филиала создайте отдельный личный кабинет.

Важно: даже если филиалу переданы полномочия по закупкам, руководствуется он Положением о закупке головного учреждения. Кроме того, отдельный план закупок для филиала не составляйте. Все его закупки включите в план закупок учреждения.

Это следует из части 2 статьи 1, части 2 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ и разъяснено в пунктах 1, 3 письма Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 № Д28и-3733.

Подготовка к закупке

Для того чтобы покупать товары, работы, услуги в соответствии с Законом № 223-ФЗ, назначьте ответственных сотрудников, а также разработайте и разместите в ЕИС:

 Положение о закупке;

 план закупок товаров (приобретения работ, услуг).

Такой порядок следует из части 2 статьи 2, части 2 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

Внимание: если учреждение не разместит в ЕИС Положение о закупке или вовсе его не разработает, то придется руководствоваться Законом о контрактной системе. При закупках без применения данного закона участник закупки вправе обжаловать действие учреждения в антимонопольном органе. Такой вывод следует из положений пункта 3 части 10 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

Если учреждение решило проводить закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то применять его нужно как при закупке товаров для собственных нужд, так и для их дальнейшей перепродажи (письма Минэкономразвития России от 2 октября 2015 № Д28и-3001, от 2 сентября 2011 № Д28-317).

Ответственные сотрудники

Ответственным за закупки назначьте любого сотрудника или нескольких. К тому же вы можете ввести в штатное расписание отдельную должность или создать специальную службу. Например, контрактного управляющего как по Закону № 44-ФЗ. Специальных требований к тому, как организовать работу, Закон № 223-ФЗ не содержит.

Что касается профстандарта «Специалист в сфере закупок, его применять не обязательно. Для закупок по Закону № 223-ФЗ он носит рекомендательный характер. Но вы вправе его использовать, чтобы установить требования к квалификации сотрудников, ответственных за закупки (см. образец должностной инструкции). Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 21 июня 2016 № Д28и-1536.

Размещение информации

Положение о закупке, план закупок, другие сведения, касающиеся закупок, а также вносимые в них изменения размещайте в ЕИС (ч. 1–2, 5 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ).

При закупке товаров (работ, услуг) заказчик должен разместить в ЕИС следующую информацию:

 извещение о закупке, а также изменения в него;

 документацию о закупке, а также изменения в нее;

 проект договора, который будет неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;

 разъяснения документации о закупке;

 протоколы, составляемые в ходе закупки. Протоколы размещайте в ЕИС не позднее чем через три дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ);

 сведения о количестве и об общей стоимости договоров;

 дополнительную информацию, предусмотренную Положением о закупке.

Информацию о закупке разместите в ЕИС, даже если она содержит коммерческую тайну учреждения. Такой случай не включен в перечень случаев, когда публиковать информацию не нужно.

Об этом сказано в частях 5, 6, 19 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, разделах IV–VII положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 № 908, и разъяснено в пункте 1 письма Минфина России от 1 апреля 2016 № 02-02-04/18544.

Внимание: если из-за технических сбоев в ЕИС невозможно опубликовать информацию о закупке, сделайте это незамедлительно, как только система снова заработает. При этом о возникших трудностях сообщите в службу техподдержки.

Размещенная в ЕИС информация о закупках должна быть доступна бесплатно (ч. 14 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ).

Удалить размещенную в ЕИС информацию можно только на основании предписания органа исполнительной власти или по решению суда (п. 7 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 № 908).

Не нужно размещать в ЕИС:

 сведения о закупках, которые составляют гостайну (если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора);

 сведения о закупках, которые не относятся к гостайне, но по ним принято специальное решение Правительства РФ.

Кроме того, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупках товаров (работ, услуг):

 стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.;

 стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.

Решение размещать сведения об этих договорах или нет закрепите в Положении о закупке.

Об этом сказано в частях 15 и 16 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, письме Минэкономразвития России от 25 августа 2015 № Д28и-2433, письме Казначейства России от 24 июля 2015 № 05-07-05/30.

Ситуация: какие дни – календарные или рабочие – нужно учитывать при определении даты, не ранее и не позднее которой заказчик должен размещать в ЕИС информацию о закупке товаров (работ, услуг). Автономное учреждение работает по Закону № 223-ФЗ

Течение срока определяйте в календарных днях.

Такой вывод можно сделать на основании статьи 190 Гражданского кодекса РФ. При этом начало срока приходится на следующий день после наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Положениями Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ не уточнено, в каких днях нужно вести отсчет – в календарных или рабочих. Поэтому руководствоваться нужно частью I Гражданского кодекса РФ.

Положение о закупке

Положение о закупке – один из основных документов, который регулирует закупочную деятельность заказчика и не может противоречить законодательству. В нем укажите требования к закупке, в том числе:

 порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), а также условия их применения;

 критерии и порядок оценки заявок. Например, пропишите, что будете проводить сравнение цены единицы товара (работы, услуги) без учета НДС (п. 4 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 № Д28и-2782);

 порядок заключения и исполнения договоров;

 методику обоснования начальной (максимальной) цены договора. Для расчета цены вы вправе использовать Методические рекомендации (утверждены приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 № 567). Об этом – в пункте 1 письма Минфина России от 16 июня 2017 № 24-01-09/37717 и Стандарте закупочной деятельности от 21 июля 2015. Смотрите пример расчета цены, когда заказчику нужно получить кредит;

 перечень товаров (работ, услуг) для закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;

 другие положения, связанные с обеспечением закупки. К примеру:
– порядок и случаи внесения изменений в план закупок (письмо Минэкономразвития России от 3 июня 2015 № Д28и-1422);
– порядок размещения в ЕИС информации об отказе от закупки;
– для проведения закупки в иностранной валюте: стадию закупки, по которой будет фиксироваться курс инвалюты (например, дата перечисления аванса или первой оплаты по контракту). Кстати, если вы проводите закупки в инвалюте, установить такой момент важно. Ведь закупка – это довольно длительная процедура, а курс иностранной валюты в последнее время нестабилен.

Положение должно распространяться на все закупочные процедуры, которые составляют хозяйственную деятельность заказчика, в том числе на закупки товаров (работ, услуг) в коммерческой деятельности.

В Положении о закупке заказчик вправе установить любые (помимо конкурса и аукциона) способы закупок, предусмотрев порядок проведения закупок такими способами. Например, запросы предложений, запросы котировок, закупки у единственного поставщика и т. д. При этом для повышения прозрачности ФАС России рекомендует также прописать критерии выбора заказчиком того или иного способа в зависимости от предмета закупки или цены. Подробнее о том, как обосновать свой выбор, смотрите в Стандарте закупочной деятельности от 21 июля 2015*.

Внимание: В Законе № 223-ФЗ нет ограничений для закупок у единственного поставщика, а также у аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур. Случаи и порядок таких закупок заказчик самостоятельно определяет в Положении о закупке. Но злоупотреблять ими не стоит. Это может привести к недобросовестной конкуренции и привлечь внимание контролирующих органов. Об этом предупредили специалисты Минэкономразвития России в письмах от 20 сентября 2016 № Д28и-2456, от 22 января 2016 № Д28и-87, от 16 ноября 2015 № Д28и-3414, от 11 февраля 2015 № Д28и-205.

Положение утверждает наблюдательный совет автономного учреждения. Сделать это надо один раз, то есть ежегодно утверждать новое Положение о закупке не нужно.

Такие правила установлены частями 2, 3 статьи 2, частью 3 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 № Д28и-132, от 19 декабря 2011 № Д28-709, от 19 декабря 2011 № Д28-710.

Совет: При подготовке Положения о закупке руководствуйтесь примерными (типовыми) положениями, разработанными госорганами. Ознакомиться с текстами таких положений можно в таблице.

Положение о закупке разместите в ЕИС в течение 15 дней со дня его утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ).

Внимание: если ваше учреждение создано после даты вступления в силу Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, то разместить Положения о закупке вам нужно в течение трех месяцев с даты регистрации в ЕГРЮЛ. При нарушении указанных сроков закупать товары (работы, услуги) следует с учетом положений, установленных Законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ (до дня размещения утвержденного Положения о закупке). Об этом сказано в части 5 статьи 8 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ и разъяснено в письме Минфина России от 29 декабря 2014 № 02-02-08/68298.

Подробнее о том, как провести закупки и заключить договор в соответствии с Законом от 21 июля 2013 № 44-ФЗ, см.:

 Как заключить контракт по итогам определения поставщика;

 Как определить поставщика путем запроса котировок;

 Как провести аукцион в электронной форме;

 Как провести открытый конкурс поставщиков;

 Как провести конкурс поставщиков с ограниченным участием;

 Как провести двухэтапный конкурс поставщиков;

 Как провести закрытые закупки товаров (работ, услуг);

 Как провести запрос предложений.

Ежегодно утверждать и размещать в ЕИС новое Положение о закупке не нужно. Такого требования в законодательстве нет. Срок, на который распространяется Положение, законодательством также не ограничен. Разместить новое Положение нужно только при внесении в него изменений (ч. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). Если изменений нет, то и заново утверждать и размещать его не нужно.

Если в учреждении решили скорректировать закупочную деятельность, то Положение о закупке тоже измените. Его новую редакцию разместите в ЕИС в течение 15 дней. А вместе с ней – документ с перечнем внесенных изменений.

Такой порядок следует из части 1 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, пунктов 5, 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 № 908, и подтвержден в письме Минэкономразвития России от 29 июня 2016 № Д28и-1625.

План закупок

Заказчики проводят закупки товаров (работ, услуг) и заключают контракты по планам закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ).

Формировать нужно два плана: годовой и долгосрочный – для инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств (ч. 2, 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). Составляйте их по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 № 932. Этим же постановлением утверждена и форма плана закупок.

Важно: для плана закупок на 2016 год коды ОКВЭД и ОКПД берите из новых классификаторов – ОКВЭД 2 и ОКПД 2 (подп. 3 п. 1 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 № 932, письмо Минэкономразвития России от 25 ноября 2015 № 34016-ЕЕ/Д28и).

Кстати, если стоимость товаров (работ, услуг) не больше 100 000 руб. (500 000 руб. – у заказчиков с годовой выручкой не больше 5 млрд руб.), то в плане закупок их можно не отражать (письмо Минэкономразвития России от 25 августа 2015 № Д28и-2433). Ведь сведения о таких закупках публиковать не нужно. А если все закупки вы запланировали в малых объемах (до 100 000 руб. или 500 000 руб.), опубликуйте пустой план.

Долгосрочный план нужно размещать на период от пяти до семи лет. Этот план формируйте только по закупкам:

 инновационной и высокотехнологичной продукции. Подробнее о закупках такой продукции см. здесь;

 лекарственных средств.

Об этом сказано в части 3 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

Важно: при формировании долгосрочного плана учтите:

1. Информацию о закупках этой продукции нужно указать в двух планах – в долгосрочном и годовом. Это связано с тем, что в долгосрочном плане не предусмотрены данные о количестве продукции в натуральном выражении, способе закупки и НМЦК. И получается, что невозможно будет закупить эти товары без включения их в ежегодный план, где и указывается вся эта информация.

А как быть, если заказчик собирается закупать инновационную, высокотехнологичную продукцию или лекарственные средства до 100 000 руб. (500 000 руб. – у заказчиков, годовая выручка которых не больше 5 млрд руб.)? Ведь закупки на такие суммы в годовой план закупок можно не включать. Долгосрочный план по ним тоже можно не составлять, а лишь опубликовать его пустую форму.

Это следует из частей 3–3.3 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, пункта 2 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 № 932, и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 27 июля 2015 № ОГ-Д28-10145, от 22 мая 2015 № Д28и-1315.

2. Даже если вы не планируете закупку инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств, пустой долгосрочный план все равно нужно разместить в ЕИС (п. 2 письма Минэкономразвития России от 1 августа 2016 № Д28и-2046).

3. Ваше учреждение могут включить в перечень конкретных заказчиков инновационной и высокотехнологичной продукции. Тогда в долгосрочном плане укажите и ту продукцию, которую закупаете у субъектов малого предпринимательства в годовом объеме (ч. 3.3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). Годовой объем определяйте по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 № 1442.

Размещение плана в ЕИС

План закупки, а также изменения в него разместите в ЕИС в течение 10 календарных дней с даты утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года. Полный порядок размещения плана закупок в ЕИС установлен разделом III Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 № 908.

Пример, как составить план закупок товаров (работ, услуг)

В ГАУ «Альфа» объем средств, которые довел учредитель на 2017 год, составил 10 200 000 руб.

Сумма средств, запланированная по статьям зарплаты, налогов и другим, не связанным с закупками, составила 4 719 200 руб.

Ответственный сотрудник А.С. Глебова рассчитала сумму средств, которые будут включены в план закупки и проведены в 2017 году:

10 200 000 руб. – 4 719 200 руб. = 5 480 800 руб.

Оставшиеся денежные средства Глебова распределила на нужды учреждения и составила план закупки товаров (работ, услуг).

Руководитель «Альфы» план утвердил, а затем Глебова разместила его в ЕИС.

Изменение плана

Корректировать план закупок можно:

 если изменилась потребность в товарах (работах, услугах), в сроках их приобретения, в способах закупки и срока исполнения договора;

 если цена планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) изменилась более чем на 10 процентов;

 в других случаях, которые предусмотрены в Положении о закупке.

Это предусмотрено пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 № 932, и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 3 июня 2015 № Д28и-1422.

Внимание: изменения в план закупок вносите до размещения извещения. Это позволит заинтересованным лицам своевременно ознакомиться с потребностями заказчика и подготовить качественную заявку. Такие рекомендации приведены в Стандарте закупочной деятельности от 21 июля 2015

Инновационные и высокотехнологичные закупки

Перечень конкретных заказчиков, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, утверждает Правительство РФ (ч. 8.2 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). Но сейчас перечня, в который включены госучреждения, нет.

Если ваше учреждение включат в перечень конкретных заказчиков, то по инновационной и высокотехнологичной продукции нужно составить долгосрочный план (ч. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). А по окончании года отчитаться о таких закупках до 1 февраля. Форма годового отчета и требования к ее содержанию установлены в постановлении Правительства РФ от 25 декабря 2015 № 1442.

А что же относить к инновационной и высокотехнологичной продукции? Критерии утверждают органы власти, которые регулируют ту или иную деятельность в нашей стране (ч. 4 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). На сегодняшний день утверждены критерии в таких сферах:

Сфера деятельности Приказ
Энергетика Приказ Минэнерго России от 25 декабря 2015 № 1026
Транспорт Приказ Минтранса России от 25 августа 2015 № 261
Сельское хозяйство Приказ Минсельхоза России от 18 августа 2014 № 323
Связь и массовые коммуникации Приказ Минкомсвязи России от 10 октября 2013 № 286
Здравоохранение Приказ Минздрава России от 31 июля 2013 № 514н
Гражданская оборона и обеспечение пожарной безопасности Приказ МЧС России от 14 декабря 2012 № 768
Образование, наука и научно-техническая деятельность Приказ Минобрнауки России от 1 ноября 2012 № 881
Промышленность, внешняя и внутренняя торговля Приказ Минпромторга России от 1 ноября 2012 № 1618

Участники закупок

Участвовать в закупках могут любые:

 организация или несколько организаций, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе учрежденные заказчиком, то есть аффилированные лица;

 граждане (в т. ч. предприниматели).

Важно! В закупках не могут принимать участие сотрудники учреждения-заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ). Но нужно различать личное участие сотрудника и если участвует организация, которой он руководит. Так, если сотрудник является директором организации, то отказать ей в участии в закупке нельзя. Аналогичного мнения придерживаются и суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2013 № А52-326/2013).

Любой участник должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в Положении о закупке. Например, заказчик может установить требование об отсутствии претендента на заключение договора в реестре недобросовестных поставщиков. Об этом сказано в частях 5, 7 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

Имейте в виду, что сведения из реестра недобросовестных поставщиков бесплатно доступны для ознакомления в ЕИС (ч. 4 ст. 5 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, п. 2, 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211).

Внимание: если заказчик нарушает порядок проведения закупок, предусмотренный Законом от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, участник закупок вправе обжаловать его действия (бездействие) в судебном порядке или в ФАС России.

Подать жалобу в ФАС России можно, если заказчик:

1. Не разместил или несвоевременно разместил в ЕИС:

o Положение о закупке;

o изменения в Положение о закупке;

o информацию о закупке, которую надо размещать в ЕИС.

2. Предъявил поставщику или исполнителю требование представить документы, не предусмотренные документацией о закупке.

3. Проводит закупку товаров, работ или услуг без утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

4. Не разместил информацию о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) или разместил недостоверную информацию.

Этот перечень закрытый. Обжаловать другие нарушения участник вправе только через суд.

Такой порядок предусмотрен частью 10 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ и подтвержден Верховным судом РФ в определении от 11 апреля 2017 № 304-КГ16-17592.

– субъекты малого и среднего предпринимательства

Правительство РФ установило особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 № 1352. Годовой объем закупок у МСП – не меньше 18 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров учреждения. Когда рассчитываете годовой объем закупок у МСП, учитывайте только те закупки, информация о которых опубликована в ЕИС (письмо Минэкономразвития России от 19 мая 2016 № Д28и-1258).

Все заказчики должны прописывать в Положении о закупке перечень товаров, работ или услуг, которые они планируют закупать у МСП. Это поможет своевременно уведомить потенциальных поставщиков о потребностях заказчика и возможности поучаствовать в закупке на льготных условиях. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 июля 2015 № Д28и-2050.

Однако закупать у МСП по этим правилам должны не все. Обязательно должны учитывать эти особенности только те учреждения, у которых суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и от прочих доходов за предшествующий год больше 2 млрд руб. На остальные учреждения действие этого постановления не распространяется.

Участники закупки из состава МСП должны указать на свою принадлежность к данным категориям. Для этого они прикладывают к заявке на участие сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в реестре сведений об участнике еще нет, только встал на учет в налоговую, то он подает декларацию. Другие документы заказчик требовать не вправе.

Также не забудьте отчитаться о закупках у МСП до 1 февраля.

Такой порядок установлен пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, пунктами 2 и 2.1, 11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 № 1352.

Обратите внимание: по договору с субъектами МСП, срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не более 30 календарных дней после того, как подписали документ о приемке. Это правило действует для договоров, которые заключили после 16 декабря 2016 года. Такой порядок установлен пунктом 14.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 № 1352.

Внимание: нарушите правила закупок у МСП – придется работать по Закону о контрактной системе.

Форма закупок

Закупки можно проводить с заключением договоров как на бумаге, так и в электронной форме. Кроме того, Правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), закупка которых возможна только в электронной форме (ч. 4 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 № 616.

Кстати, ФАС России рекомендует расширять число электронных закупок, помимо указанных в перечне. Это нужно, чтобы снизить коррупцию и обеспечить прозрачность и открытость закупочной деятельности. Об этом сказано в Стандарте от 21 июля 2015. Проводить такие закупки нужно на площадках, которые отобраны в соответствии с Законом о контрактной системе. Они полностью соответствуют требованиям Закона № 223-ФЗ. Такие разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 16 ноября 2015 № Д28и-3303, ФАС России от 6 ноября 2015 № АК/62137-ПР/15.

При этом не проводите в электронной форме закупку товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, если:

 информация о закупке не размещается в ЕИС;

 потребность в закупке появилась из-за аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также для предотвращения угрозы их возникновения;

 согласно Положению о закупке закупка проводится у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства РФ от 21 июня 2012 № 616.

Извещение о закупке

Извещение – это неотъемлемая часть документации о закупке, которая должна соответствовать сведениям, содержащимся в ней (ч. 8 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ).

В извещении о закупке должны быть указаны, в частности, такие сведения:

 способ закупки (открытый конкурс, открытый электронный аукцион или другой, который предусмотрен Положением о закупке);

 наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

 предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

 место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

 сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

 срок, место и порядок представления документации о закупке;

 размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (если такая плата установлена заказчиком), за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;

 место и точную дату, когда будут рассмотрены предложения участников закупки и подведены итоги закупки. Указывать период вместо точной даты нельзя. То есть неправильно писать в извещении и документации: «рассмотрение заявок не позднее…», «рассмотрение заявок в течение…». Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 23 ноября 2015 № Д28и-3457, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2015 № 17АП-14238/2015-АК.

Такой порядок предусмотрен частью 9 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

Для проведения конкурса (аукциона, закупки другим способом) заказчик должен опубликовать извещение об этом в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) (ч. 2 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). Одновременно с извещением разместите в ЕИС в электронном виде:

 документацию о закупке;

 проект договора.

Порядок размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта договора, а также вносимых в них изменений установлен разделом IV положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 № 908.

Документация о закупке

В документации о закупке укажите сведения, которые установлены в Положении о закупке. В том числе:

 требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы или услуги. Возьмите их из техрегламентов, стандартов, других законодательных актов о техническом регулировании. Если это невозможно, то обоснуйте необходимость таких показателей. Также вы вправе указать конкретных производителей товара, в Законе № 223-ФЗ запрета на это нет (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2017 № Ф04-2208/2017);

 требования к участникам и документы, которыми участники могут подтвердить, что соответствуют им. Если для проверки соответствия вам нужны персональные данные, то можете это требование тоже включить в документацию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2015 № ОГ-Д28-12951);

 требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

 место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

 сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), в том числе и ее обоснование (письмо Минэкономразвития России от 27 мая 2015 № Д28и-1391);

 форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

 порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, приведен в части 10 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ. Помимо этого заказчик вправе потребовать от участников представить другие сведения, если они предусмотрены Положением о закупке. В частности, справку об отсутствии задолженности по налогам. При этом участник вправе подать такую справку как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа с применением усиленной квалификационной подписи. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 20 марта 2015 № Д28и-589.

Стоит отметить, что если в документации о закупке не указаны какие-либо требования к участникам, товарам (работам, услугам) или условиям договора, то и предъявлять их нельзя. Кроме того, нельзя проводить оценку и сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не установлены в документации. При этом исчерпывающий перечень критериев, по которым нужно оценивать и сопоставлять заявки, Законом от 18 июля 2011 № 223-ФЗ не утвержден. А значит, заказчики сами выбирают их для оценки в зависимости от потребностей каждой закупки и прописывают в документации.

Порядок сопоставления и оценки заявок может включать:
– вес каждого критерия в совокупности критериев оценки;
– оценку в баллах, которые получают участники закупки по каждому критерию;
– алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке;
– другие условия, при которых заявка участника будет признана лучшей.

Такой вывод следует из части 6 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, разъяснен в пунктах 3, 7 письма ФАС России от 28 декабря 2015 № АЦ/75923/15, письме Минэкономразвития России от 10 марта 2015 № Д28и-632, а также подтвержден арбитражной практикой (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 № 09АП-58423/2014).

Внимание: за отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок предусмотрена административная ответственность.

Изменение извещения и документации

Изменения в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации разместите в ЕИС не позднее чем в течение трех дней с даты решения о таких изменениях, представления указанных разъяснений (ч. 11 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ).

Обеспечение заявки

В Положении и документации о закупке заказчик вправе установить для участников обеспечение заявок. Оно нужно, чтобы обезопасить заказчика от недобросовестных поставщиков и исполнителей.

Участник может обеспечить заявку одним из способов:

 внести денежный залог на счет заказчика или оператора электронной площадки;

 предоставить независимую гарантию, например банковскую.

Такие виды обеспечения установлены пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ.

В Положении и документации о закупке пропишите размер обеспечения, как будете его возвращать и в каких случаях удерживать. Размер обеспечения должен быть сопоставим с предметом договора и его начальной (максимальной) ценой. Совет: в Положении пропишите границы, в которых будете устанавливать обеспечение заявки. Например, аналогично Закону № 44-ФЗ: от 0,5 до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Рекомендации по обеспечению заявки смотрите в Стандарте закупочной деятельности от 21 июля 2015.

Ситуация: как бюджетному (автономному) учреждению – участнику закупки по Закону № 223-ФЗ отразить в учете оплату услуг электронной площадки. Оператор площадки удерживает плату из денежного обеспечения заявки

Оплату услуг электронной площадки, которую удерживают из обеспечения заявки, отразите как взаимозачет требований.

Электронные площадки устанавливают плату за услуги. Например, когда участники закупки используют программное обеспечение площадки. Если участник предоставляет денежное обеспечение заявки, площадка может удержать плату из него. Закон № 223-ФЗ этого не запрещает.

В бухучете расчеты с электронной площадкой за услуги отражайте на счете 302.26 «Расчеты по прочим работам, услугам», обеспечение заявки учитывайте на счете 210.05 «Расчеты с прочими дебиторами» (п. 235, 254Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Проводки, чтобы зачесть часть денежного обеспечения в счет платы электронной площадке, зависят от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Взаимозачет требований отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Деньги в обеспечение заявки перечислены на счет оператора электронной площадки 0.210.05.560 0.201.11.610
Увеличение забалансового счета 18 (код аналитики 610)
2. Начислена плата за услуги электронной площадки 0.401.20.226 0.302.26.730
3. Зачтены требования по возврату денежного обеспечения заявки в счет оплаты услуг электронной площадки 0.302.26.830 0.210.05.660
4. Деньги в обеспечение заявки возвращены на счет участника закупки за вычетом платы электронной площадке 0.201.11.510 0.210.05.660
Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)

Такой порядок установлен пунктом 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтвержден письмом Минфина России от 1 марта 2017 № 02-06-10/11569.

В учете автономных учреждений:

Взаимозачет требований отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Деньги в обеспечение заявки перечислены на счет оператора электронной площадки 0.210.05.000 0.201.11.000<1>
Увеличение забалансового счета 18 (код аналитики 610)
2. Начислена плата за услуги электронной площадки 0.401.20.226 0.302.26.000
3. Зачтены требования по возврату денежного обеспечения заявки в счет оплаты услуг электронной площадки 0.302.26.000 0.210.05.000
4. Деньги в обеспечение заявки возвращены на счет участника закупки за вычетом платы электронной площадке 0.201.11.000<1> 0.210.05.000
Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)
<1> Счет 201.21 применяйте, если обслуживаетесь в банке.

Такой порядок установлен пунктом 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтвержден письмом Минфина России от 1 марта 2017 № 02-06-10/11569.

Победитель закупок

По результатам закупки победителем конкурса (аукциона), то есть потенциальным поставщиком (исполнителем), с которым может быть заключен договор, признают:

 в конкурсе – участника, предложившего лучшие условия исполнения договора (в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации);

 в аукционе – участника, предложившего наиболее низкую цену договора. При этом может возникнуть ситуация, когда цена аукциона снижена до нуля. В этом случае аукцион проводится на право заключить договор и победителем аукциона признают участника, предложившего наиболее высокую цену договора.

При закупках другими способами (помимо конкурса и аукциона) победителя определяйте в соответствии с порядком проведения таких закупок.

Это следует из положений частей 2–3 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

Изменение условий закупки

При заключении и исполнении договора могут измениться некоторые условия закупки. Например, объем и цена закупаемых товаров (приобретаемых работ, услуг), сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе. В этом случае заказчик обязан разместить в ЕИС информацию об изменении договора с указанием измененных условий в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты внесения изменений. Об этом сказано в части 5 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

Отказ от проведения закупки

Заказчик может отказаться от закупки. В каком порядке это сделать, нужно установить в Положении о закупке. В том числе можно прописать, что при отказе от закупки в ЕИС размещается документ (извещение) со сведениями об этом. В нем нужно указать:

 дату принятия решения об отказе;

 основание принятия решения об отказе.

Такой порядок установлен пунктами 30–32 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 № 908.

Внимание: если в Положении о закупке вы предусмотрели размещение вышеуказанных сведений, но не сделали этого, вам грозит штраф (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2015 № 17АП-8873/2015-АК).

Закупка не состоялась

Случаи признания закупки несостоявшейся Законом от 18 июля 2011 № 223-ФЗ не установлены. Поэтому пропишите их в своем Положении о закупке. Также в Положении установите и порядок действий заказчика в этих случаях. Это следует из части 2 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

Обычно закупку признают таковой, если:

 не подано ни одной заявки на участие либо все заявки в ходе рассмотрения отклонены;

 подана только одна заявка либо только одна заявка признана соответствующей требованиям извещения и документации о закупке.

Кстати, такие варианты признания закупок несостоявшимися установлены и в Законе о контрактной системе (см., например, положения для электронного аукциона, запроса котировок, конкурса). И в своем Положении о закупке вы можете установить аналогичный порядок.

То, что закупка не состоялась, отразите в протоколе. В нем укажите причины и ссылки на конкретные пункты Положения о закупке. Протокол разместите в ЕИС не позднее чем через три дня с даты подписания.

Далее в зависимости от причины, по которой закупка не состоялась, действия заказчика могут быть различны. Так, если есть только одна заявка, можно заключить контракт с единственным участником, а если заявок вовсе нет, провести закупку повторно либо назначить новую. Причем вы можете предусмотреть и другие варианты развития событий. Но помните, что все это надо четко прописать в Положении, так как именно оно будет вашим аргументом перед контрольными органами.

Реестр договоров

Обо всех заключенных договорах заказчик должен подать сведения в реестр (ст. 4.1 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). Этот реестр ведет Казначейство России в электронном виде и размещает его в ЕИС. Правила ведения реестра и порядок подачи сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 № 1132.

В реестр подавайте следующую информацию:

 наименование заказчика;

 сведения о способе закупки;

 дата подведения итогов закупки;

 дата заключения договора и его номер;

 сведения о поставщике;

 об исполнении договора, в том числе его оплате.

Полный перечень сведений приведен в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 № 1132. Причем заказчики самостоятельно решают, когда вносить информацию об исполнении договора в реестр. Например, после каждого факта исполнения договора (т. е. каждой приемки товаров, работ, услуг или каждой оплаты) или когда все обязательства по договору выполнены. Регламент включения в реестр информации установите в Положении о закупке. Например, так:

Автономное учреждение работает по 223-ФЗ. Кто принимает решение о выборе способа закупки: комиссия, директор?Каким образом необходимо оформлять решение о выборе способа закупки?

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 3 июня 2015 № 02-02-09/32242.

В реестр подавайте:

 копию договора, которая подписана усиленной ЭЦП;

 документы об исполнении и оплате договора;

 документы об изменении или расторжении договора.

Эти документы формируйте для реестра в виде:

 электронной копии бумажного документа, созданной путем его сканирования (в формате сканированной копии документа, Word, Adobe Acrobat или в других общеиспользуемых форматах);

 копии электронного документа.

Причем максимальный размер файла не должен превышать 50 Мб. Файлы большего объема предварительно заархивируйте или разбейте на несколько документов.

Об этом сказано в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 № 1132, пункте 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29 декабря 2014 № 173н, и разъяснено в письмах Минфина России от 1 апреля 2016 № 02-02-04/18544, от 20 января 2016 № 02-02-14/1579.

Обратите внимание, что договоры, сведения о которых в ЕИС не размещают, в реестр включать тоже не нужно. Но вы вправе это сделать. Например, если направите в Казначейство России документы о договорах на сумму 100 000 руб. (500 000 руб.), Казначейство России включит их в реестр. Даже если в вашем Положении о закупке установлено, что сведения о таких договорах не размещаются в ЕИС. Такие разъяснения есть в пункте 1 письма Минэкономразвития России от 1 августа 2016№ Д28и-2046.

Для включения сведений в реестр договоров заполните экранные формы веб-интерфейса и приложите документы через личный кабинет информационной системы «Электронный бюджет». Дополнительно представлять документы в Казначейство России не требуется (письмо Казначейства России от 3 марта 2015 № 05-07-05/10).

Система «Электронный бюджет» размещена на сайте www.budget.gov.ru. Порядок заполнения экранных форм и подачи документов утвержден приказом Минфина России от 29 декабря 2014 № 173н.

Подавайте сведения о договорах для реестра в такие сроки:

 в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (договора с субподрядчиком);

 в течение 10 календарных дней с даты внесения изменений в договор, его исполнения или расторжения.

Об этом сказано в пунктах 10, 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 № 1132, письме Минфина России от 15 мая 2015 № 02-02-09/27944.

Размещение сведений о заключенных договорах

Помимо включения информации о закупке в реестр договоров, заказчик должен ежемесячно размещать в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:

 товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;

 у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе на сумму до 100 000 руб. (500 000 руб.);

 сведения о которых составляют гостайну;

 сведения о которых не размещались в ЕИС по решению Правительства РФ;

 у СМиСП.

Делать это нужно не позднее 10-го числа каждого месяца.

Об этом сказано в части 19 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ и разъяснено в письме ФАС России от 23 июня 2014 № АЦ/25019/14.

Порядок размещения информации о заключенных договорах установлен разделом VIII положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 № 908.

Кроме того, учреждения, для которых установлен обязательный объем закупок у СМиСП, дополнительно составляют отчет о годовом объеме таких закупок (п. 5 изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2014 № 697, п. 3 и подп. «б» п. 34 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 № 1352).

Сведения о недобросовестных участниках

В реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сведения об участниках закупки направляйте в двух случаях:

 участник уклонился от заключения контракта;

 контракт расторгнут по решению суда.

Об этом сказано в части 2 статьи 5 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ.

А теперь давайте рассмотрим подробнее, какие сведения нужно подать для включения поставщика в РНП.

1. Победитель закупки, другой участник, с которым заключают договор, уклонились от заключения

Победитель (участник) считается уклонившимся, если не представит в срок подписанный договор или обеспечение его исполнения (если было установлено такое требование). Тогда, чтобы включить его в РНП, подайте в ФАС России:

 сведения об участнике закупки, предусмотренные пунктами 3–6 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211;

 сведения о договоре: наименование товаров (работ, услуг), код по ОКВЭД, валюта, цена и срок исполнения договора;

 копию протокола (иного документа, если протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор;

 копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора;

 копию решения суда (при наличии) о принуждении к заключению договора;

 другие документы (при наличии), которые подтвердят отказ от заключения договора.

Полный перечень документов, которые нужно представить, установлен пунктами 2, 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211. Подайте их в ФАС России не позднее 30 календарных дней с даты:

 заключения договора с участником закупки, с которым заключается договор при уклонении победителя от заключения (в соответствии с документацией о закупке);

 истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (в случаях если не предусмотрено его заключение с другим участником закупки при уклонении победителя, а также если в закупке участвовал единственный участник).

Об этом сказано в пунктах 2, 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211, пункте 5.3.4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 331.

Важно: Бывают случаи, когда участник не подписал контракт по независящим от него причинам. И тогда судьи считают его включение в РНП необоснованным (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2015 № 09АП-31771/2015 по делу № А40-18408/15). Несмотря на это, сведения об уклонении все равно подайте в реестр. Это обезопасит вас при проверках. А участник может оспорить свое включение в РНП на комиссии ФАС или же в суде.

2. Контракт расторгнут через суд

Если контракт вы расторгаете по решению суда из-за существенного нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора, в РНП направьте:

 сведения об участнике закупки, о договоре (в т. ч. дату и основание его расторжения), предусмотренные пунктами 3–8 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211. В случае закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ или если сведения о договорах составляют гостайну, предоставляются сведения, указанные в пунктах 3–5перечня;

 копию решения суда о расторжении договора.

Эти документы нужно представить в ФАС России не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211, пунктом 5.3.4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 331.

В любом случае сведения предоставляйте в письменной форме с приложением сопроводительного письма за подписью руководителя учреждения или в электронной форме с электронной подписью (с другим аналогом собственноручной подписи) (п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211).

Ответственность

За нарушение порядка проведения закупок, установленного положениями Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ, предусмотрена административная ответственность.

В частности, проверяющие могут наказать за ограничение конкуренции. Так, нарушением будет:

 координация заказчиком деятельности участников закупки, в том числе заключение соглашений между ними, которые могут привести к ограничению конкуренции;

 создание участнику преимущественных условий участия в закупке, в том числе путем доступа к информации;

 нарушение порядка определения победителя;

 включение в один лот нескольких видов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных между собой.

Если проверяющие обнаружат признаки ограничения конкуренции, закупка и заключенный в результате закупки договор будут признаны недействительными.

Об этом сказано в частях 1, 4, 5 статьи 17 Закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ и подтверждено в письме Минэкономразвития России от 20 октября 2015 № Д28и-3026.»

02.10.2017

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль