каков порядок обеспечения прав предприятия на секреты производства (ноу-хау)

169

Вопрос

каков порядок обеспечения прав предприятия на секреты производства (ноу-хау)? Формы основных документов для делопроизводства по ноу-хау».

Ответ

: Защита прав организации на созданные технические разработки можно осуществлять в режиме ноу-хау, которое не нужно регистрировать — необходимо только установить в компании режим коммерческой тайны.

 

Предметом регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, является только сама информация (сведения), но никак не объекты материального мира. Коммерческой тайной является не сам товар, а сведения о нем. Если товар эксклюзивный, то коммерческой тайной будет являться секрет его производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1 Закона о коммерческой тайне).

Термин «секрет производства» или «ноу-хау» относится к гражданскому праву, а в российской договорной и трудовой практике является относительно новым, что обусловлено недавним принятием четвертой части Гражданского кодекса.

Законодатель уравнял юридически термины «секреты производства» и «ноу-хау».

Этот момент необходимо учитывать во всех отношениях, складывающихся между работником и работодателем, как на этапе введения в документооборот режима коммерческой тайны, так и на досудебных и судебных стадиях.

При составлении документов следует указывать терминологию сообразно ст. 1465 ГК РФ, то есть — «секреты производства (ноу-хау)», дабы избежать излишних проблем и процессов судебного доказывания как самого режима коммерческой тайны, так и факта ее разглашения работником третьим лицам.

Секреты производства (ноу-хау) — это тайные сведения.

Такой признак находится в прямой причинно-следственной связи со словом «секреты». Более того, признак секретности для данного понятия имеет существенное значение, так как если технологические и иные процессы известны широкому кругу лиц (например, конкурентам в одной и той же отрасли производства, торговли и т. д.), то она теряет свой смысл и не может квалифицировать сведения работодателя как секреты производства (ноу-хау).

Действительная или потенциальная коммерческая ценность.

Данный признак характеризует и квалифицирует секреты производства с точки зрения их практической экономической ценности. Поэтому, сведения, составляющие секрет производства должны быть:

а) экономически выгодны (по принципу «меньшими затратами — больший результат (прибыль)»);

б) иметь коммерческую ценность в настоящее время (большие прибыли при меньших издержках; экономическая эффективность; особый порядок организации рабочего времени; высокий коэффициент полезного действия работников; товары лучшего качества без визуальных изменений и т. п.) или в обозримом будущем (применение новых технологий, материалов, схем производства, робототехники и пр.).

Отсутствие у третьих лиц свободного доступа к секретам производства на законном основании.

Это означает, что они не могут быть «выставлены для всеобщего пользования», что предопределено вышеуказанными экономическими предпосылками. Они могут переходить к третьим лицам только по специальным договорным отношениям или способом, который стороны предусмотрели.

Секреты производства признают таковыми только при введении в их отношении режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны и понятие секретов производства целесообразно закрепить в корпоративных документах работодателя (устав, протокол внеочередного общего собрания учредителей (акционеров и т. п.), различного рода приказы и т. д.), что позволит совершить первые шаги к обеспечению безопасности неразглашения.

Так, в уставе предприятия учредители имеют право упорядочить отношения между собой относительно использования секретов производства, а также единоличного (и (или) коллегиального) органа предприятия, руководителей всевозможных филиалов и представительств, рядовых сотрудников.

В судебном заседании процессуальный противник обязательно воспользуется брешами корпоративного права работодателя, чтобы обосновать отсутствие факта разглашения секретов производства и (или) факт того, что это общеизвестная информация.

Далее следует упорядочить документы, связанные с трудовыми отношениями с работниками. Для начала необходимо взять устав предприятия, выписку из ЕГРЮЛ, справку из органов статистки с видами деятельности с тем, чтобы сверить их на наличие ошибок и неточностей. Потом следует из перечня основных видов хозяйственной деятельности выбрать те, которые содержат или могут содержать секреты производства. Их список не будет являться закрытым, он может пополняться и расширяться.

Следующим этапом является принятие новых правил внутреннего трудового распорядка, содержащих условие трудовой дисциплины — режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны на секреты производства надлежит вводить специальным приказом посредством утверждения положения о коммерческой тайне на секреты производства.

Указанный документ имеет первостепенное значение в правовой охране секретов производства на предприятии. В него следует включить: понятие секрета производства; перечень таких секретов по отраслям деятельности; порядок охраны информации; список должностных лиц, ответственных за режим коммерческой тайны; грифы согласования и использования коммерческой тайны; механизмы фиксации нарушений трудовой дисциплины (видеокамеры, аудиозапись и пр.); понятия доступа к информации, обладателя информации, передачи информации, разглашения информации, заключения гражданско-правовых договоров о передачи информации и т. д.

Все последующие локальные акты предприятия следует принимать на основании и во исполнение указанного положения.

Целесообразно в трудовые договоры каждого сотрудника включить положение о режиме коммерческой тайны (новый договор, дополнительное соглашение и т. п.).

Также следует издать специальный приказ по кадрам и завести журнал инструктажа для контроля трудовой дисциплины в этой сфере. В трудовых договорах с сотрудниками допустимо указывать на использование работодателем технических средств фиксации рабочего процесса (видеокамеры и т. п.), дабы в будущем исключить возможный вопрос суда, откуда взялась видеозапись.

Для установления режима коммерческой тайны в отношении секретов производства следует особым образом защитить от неправомерного использования документооборот компании (электронные письма, служебные записки, отчеты, производственные ведомости и пр.).

Осуществить это можно, прежде всего, путем установки специальных ограничений и контроля на программные приложения персональных компьютеров сотрудников и введения для ряда документов (в том числе электронных) специальных отметок о том, что их содержание составляет коммерческую тайну.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как подписать с контрагентом соглашение о конфиденциальной информации;

Кому и как может быть предоставлен допуск к конфиденциальной информации;

5 случаев из судебной практики по коммерческой тайне;

Журнал ознакомления сотрудников с Положением о коммерческой тайне;

Положение о коммерческой тайне;

Приказ об утверждении перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне;

Соглашение о неразглашении коммерческой тайны;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

 

Как составить Положение о коммерческой тайне

13.12.2013 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Александр Кобзарев

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Валентина Яковлева

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль