Мы являемся представительством одной автокомпании-иностранца.

126

Вопрос

Мы являемся представительством одной автокомпании-иностранца. Определенного вида продукцию на территории РФ они поставляют только нам (хотя об этом в контракте ничего конкретно не сказано, но фактически мы являемся единственным импортером). Мы в свою очередь продаем ее дилерам на территории РФ. В настоящее время оформляем допсоглашение, где предлагается указать конкретный фиксированный процент надбавки на закупочную стоимость, на который будет увеличена цена товара при его последующей перепродаже на территории РФ конечным покупателям - дилерам. Сам контракт руководствуется швейцарским законодательством. Является ли данное условие нарушением антимонопольного законодательства?

Ответ

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ доминирующее положение означает исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

 

— доля которого на рынке определенного товара превышает 50%;

— доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом.

Само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара допускается и не является правонарушением. Сопряженное же со злоупотреблением доминирующее положение хозяйствующего субъекта представляет собой правонарушение.

Понятие доминирующего положения является оценочным: его определение зависит не только от оценки антимонопольным органом положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара с учетом состояния рынка, доли рынка, занимаемой хозяйствующим субъектом, и т.п. (ч. ч. 8, 9 ст. 5 Закона № 153-ФЗ), но и от оценки хозяйствующего субъекта своего положения на рынке. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим (ч. 4 ст. 5 Закона № 153-ФЗ).

Действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий превышает негативные последствия для данного товарного рынка (ст. 13 Закона № 153-ФЗ ).

Монополистическая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Деятельность признается монополистической, если она признана такой федеральными законами. Так, Закон о конкуренции предусматривает следующие составы монополистической деятельности:

— злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10 Закона № 153-ФЗ);

— ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст. 11 Закона № 153-ФЗ);

— согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 11.1 Закона № 153-ФЗ);

— акты и действия (бездействие) публичных органов, направленные на ограничение конкуренции (ст. 15 Закона № 153-ФЗ);

— ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия публичных органов (ст. 16 Закона № 153-ФЗ);

— действия, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, запросе котировок цен на товары, заключении договоров с финансовыми организациями, а также в отношении государственного и муниципального имущества (ст. ст. 17 — 18.1 Закона № 153-ФЗ);

— незаконное предоставление государственных или муниципальных преференций (ст. ст. 19 — 21 Закона № 153-ФЗ).

Открытая (временная) монополия возникает, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, а его конкуренты могут появиться на рынке позже, например, монополия лица, впервые предложившего потребителю совершенно новую продукцию. Такое поведение не признается злоупотреблением.

Исходя из правил разумности, соглашения или согласованные действия допустимы, если они:

1) не налагают на их участников или третьих лиц ограничений, не соответствующих достижению целей таких соглашений и действий;

2) не создают возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;

3) имеют своим результатом совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса, либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке;

4) имеют своим результатом получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких соглашений и действий (ст. 13 Закона № 153-ФЗ).

Таким образом, если в ваших действиях нет вышеперечисленных признаков, то состава нарушения антимонопольного законодательства нет. А именно:

— нет соглашения между иностранной и Вашей компанией о запрете реализации данного вида продукции другим российским компаниям;

— при реализации продукции дилерам не отдается предпочтение каким-либо определенным из них;

— нет каких-либо иных ограничений для реализации иностранной компанией другим российским организациям данного вида продукции.

Тем не менее, как было отмечено выше, оценивает положение хозяйствующего субъекта на рынке антимонопольные органы с учетом состояния рынка, доли рынка, занимаемой хозяйствующим субъектом, и т.п.

05.02.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Юрист» Валентина Яковлева

Ответ утвержден:

Руководитель Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль