Взыскание неустойки и штрафа

7

Вопрос

Можно ли взыскать в судебном порядке одновременно неустойку 0,1% за каждый день просрочки оплаты и штраф 10% за отказ от оплаты услуг по ФЗ 87 "О ТЭД"? Что является отказом от оплаты? По умолчанию - неоплата счета за оказанные услуги?

Ответ

Нет, нельзя.

В первом случае речь идет об ответственности за просрочку оплаты по договору. Во втором – об ответственности за расторжение договора по инициативе виновного лица.

При этом расторжение договора влечет прекращение обязательств сторон, в том числе права на начисление неустойки после даты расторжения.

Сама по себе неоплата счетов не является отказом от договора (его расторжением). Для этого лицо должно уведомить контрагента о таком отказе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Какие условия нужно включить в договор транспортной экспедиции, чтобы защитить интересы экспедитора

«Условия об ответственности сторон

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о ТЭД и статье 803 Гражданского кодекса РФ, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются:

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором за непредставление информации и просрочку оплаты императивно установлены статьей 10 Закона о ТЭД и не предполагают ее изменения.*

Кроме того, стороны не могут в договоре предусмотреть условие об уменьшении или исключении имущественной ответственности экспедитора. При возникновении спора суд такое условие признает ничтожным (ст. 11 Закона о ТЭД). Увеличить же размер ответственности экспедитора в договоре возможно. Экспедитору лучше этого избегать, но клиент может настоять на закреплении в договоре дополнительной ответственности экспедитора.

1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. В договор может быть включено условие о том, что в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза экспедитор, помимо возмещения реального ущерба и упущенной выгоды (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД), должен будет вернуть клиенту ранее уплаченное вознаграждение (если оно не входит в стоимость груза) пропорционально стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (п. 3 ст. 7 Закона о ТЭД). Это крайне невыгодное условие для экспедитора.

2. За несоблюдение сроков. Если стороны в договоре не предусмотрят иное, то экспедитор должен будет только возместить убытки, которые причинены клиенту нарушением срока исполнения обязательств (п. 1 ст. 9 Закона о ТЭД).

Чаще всего под понятием «нарушение срока исполнения обязательств по договору» понимают нарушение срока по доставке груза. Однако в договоре клиент может установить ответственность экспедитора за нарушение сроков разгрузки транспортных средств (если обязанность проводить разгрузку возложена на него договором).

При этом нужно учитывать, что «возложение исполнения обязательства на третье лицо (например, на перевозчика) не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 октября 2011 г. по делу № А27-16725/2010, определением ВАС РФ от 30 ноября 2011 г. № ВАС-14899/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). Однако если экспедитор докажет, что нарушение условий договора было вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то ответственность будет определяться по правилам перевозки грузов, то есть будет ограниченной. Экспедитор в этом случае будет отвечать перед клиентом на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (п. 2 ст. 6 Закона о ТЭД). Кроме того, после возмещения убытков клиенту экспедитор будет вправе обратиться с регрессным требованием к третьему лицу (перевозчику), чьи действия послужили причиной возникновения таких убытков.

Существует ограничение ответственности экспедитора при оказании услуг, которые связаны с организацией перевозки грузов в международном сообщении.

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей – предел ответственности экспедитора не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, если, конечно, эти последствия возникли не по его вине (п. 3 ст. 6 Закона о ТЭД).

2. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза – ответственность не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 9 Закона о ТЭД).

Подробнее см. Как ограничить ответственность перевозчика (экспедитора) при заключении договора и в ходе его исполненияЧто можно сделать, если клиент (грузоотправитель) задерживает оплатуКак взыскать с клиента (грузоотправителя, грузополучателя) штраф за простой, отказ от пользования транспортным средством, непредъявление груза для перевозки».

21.08.2017

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль