Недостатки качества товара

2

Вопрос

Если Поставщик предоставил гарантию качества на Товар, при этом не обозначил в договоре поставки условия хранения такого товара, то будет ли Поставщик отвечать за ненадлежащее качество товара, вызванное ненадлежащими условиями хранения Товара Покупателем. В случае если Покупатель предъявит Поставщику претензию, связанную с недостатками качества товара, учитывая то, что по закону, когда предоставлена гарантия качества именно Поставщик несет ответственность за все недостатки, если не докажет что недостатки вызваны действиями Покупателя?

Ответ

Если Поставщик докажет, что недостатки качества товара возникли вследствие ненадлежащего хранения товара покупателем, то он будет освобожден от обязанности замены или компенсации стоимости товара ненадлежащего качества.

В противном случае ответственность будет на поставщике.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Журналы и книги. Как продавцу защититься от недобросовестного покупателя и сохранить право на оплату

«Позаботиться о доказательствах поставки товара надлежащего качества нужно заранее.* В этом помогут документы о соответствии товара стандартам, двусторонние акты об отсутствии дефектов при пуске-наладке сложного оборудования, заключение эксперта. Сохранить оплату возможно, если доказать вину заказчика и третьего лица в неправильном хранении и эксплуатации товара. Многие продавцы сталкиваются с недобросовестным поведением покупателя. Получатель расписывается за товар, пользуется им для достижения результата, а потом заявляет о недостатках, которые нельзя обнаружить во время приемки. Часто поломка возникает по вине заказчика, который неправильно эксплуатировал или хранил поставленный товар. Он возвращает поставщику продукцию, которая больше не нужна, и требует обратно оплату. Пресечь такое поведение возможно.

По закону продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после его передачи покупателю из-за нарушения последним правил пользования или хранения либо товар не пострадал от действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ). Но на практике уже выработаны веские аргументы, которые помогут отстоять позицию и не позволят заказчику злоупотреблять правом.* Сохранить оплату и не допустить взыскания убытков возможно, если доказать вину заказчика или третьих лиц. Нужно подтвердить, что последние неправильно эксплуатировали или хранили товар, не производили своевременно диагностику или не принимали другие необходимые меры, о которых предупреждал поставщик.

Заявить о нарушениях хранения

Товар, особенно если речь идет о сложном оборудовании, требует бережного отношения и хранения. Доказать неправильное содержание спорной продукции непросто, поскольку продавец чаще всего не может контролировать товар после отгрузки. Этим пользуется заказчик, не признавая свою вину в возникших дефектах. Есть способы подтвердить ненадлежащее хранение. Об этом могут говорить ошибки в документах заказчика. Так происходит, если он не изучил инструкции, которые содержат правила о правильном хранении. Вину заказчика может установить экспертиза* (постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.10.15 № Ф04-24483/2015 по делу № А75-7473/2014). Злоупотребления заказчика своими правами могут выдать противоречия в составленных им документах.

Фабула дела: заказчик (истец) реализовал приобретенный им товар третьему лицу. Оно провело испытания, выявило несоответствие и вернуло товар с рекламационным актом. Заказчик составил свой рекламационный акт и хотел заменить товар, ссылаясь на плохое качество. Позже он потребовал от поставщика вернуть стоимость поставки и упущенную выгоду.

Позиция истца: заказчик заявил, что приобретенный товар не соответствует ГОСТу. Доказывать соответствие отсутствия недостатков — обязанность ответчика, поскольку он предоставил гарантии качества на товар.

Выводы суда: суд отказал в иске. Рекламационный акт третьего лица не содержал необходимых данных. В нем отсутствовали сведения о производителе, товарной накладной, по которой заказчик получил товар, а также не было ссылок на нормативные документы.

Заявитель не представил доказательств того, что поставку истцу производил только ответчик, а спорный товар хранился в соответствующей упакованной таре отдельно от иных предметов на складе. Суд сделал вывод, что заявитель не представил доказательств, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Реквизиты документа: постановление АС Волго-Вятского округа от 27.06.16 № Ф01-2167/2016 по делу № А28-9393/2015.

Доказать вину заказчика в дефектах помогут акты рекламации, фотоматериалы, а также устные и письменные пояснения третьих лиц.* Например, заказчик потребовал возместить убытки за ремонт транспортного средства. Компания, которая чинила спорный товар, предъявила документы. В них значилось, что транспортное средство прибыло без обеих дверей кабины. Диагностика показала, что неисправность электропроводки автомобиля возникла в связи с ее окислением и коротким замыканием. Суд посчитал, что причинно-следственная связь между недостатками товара и действиями продавца отсутствует (постановление АС Московского округа от 11.06.15 № Ф05-6349/2015 по делу № А40-21470/2014). Если товар не соответствует обязательным требованиям, отстоять позицию ссылкой на вину заказчика не получится. Покупатель вправе возложить на поставщика стоимость восстановительного ремонта. Например, экспертиза не дала однозначного ответа на вопрос о причинах повреждения товара. Она показала, что коррозионный износ стал либо следствием процесса атмосферной коррозии при хранении на предприятии изготовителя, либо следствием окисления металла в процессе эксплуатации заказчиком. Эксперт указал, что твердость металла, из которого сделан товар, не соответствовала ГОСТу. И хотя заключение носило вероятностный характер, заявление о несоответствии стандартам стало причиной, по которой ответственность за качество суд возложил на поставщика-изготовителя (постановление ФАС Поволжского округа от 01.08.13 по делу № А65-17069/2010)».

19.08.2017

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль