Расходы на экспертизу товара

4

Вопрос

Установлена ли законодательно обязанность поставщика возместить Покупателю расходы, связанные с проведением экспертизы товара, если по результатам экспертизы будет установлено что товар некачественный? Или это договорное условие между Поставщиком и Покупателем и по умолчанию такие расходы возмещаться не будут?

Ответ

Можно сослаться на п. 3 ст. 514 ГК РФ.

Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение или его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком.

В то же время, хотели бы обратить ваше внимание, если вы решили провести экспертизу, то главное условие ее проведения – это присутствие обеих сторон. При этом необходимо уведомить контрагента о дате и времени проведения экспертизы надлежащим образом.

В противном случае результаты такой экспертиз будут признаны ненадлежащим доказательством.

По результатам экспертизы вам необходимо направить претензию поставщику, в которой вы можете потребовать компенсацию за ее проведение.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара.

«Наличие недостатков также можно доказать:

  • письмами поставщика, в которых он признает, что у товара есть недостатки;
  • заключением экспертизы.

Если покупатель решит воспользоваться последней, то о времени и месте ее проведения нужно предварительно письменно уведомить поставщика. Это необходимо для того, чтобы он смог участвовать в ней.*

Если не уведомить поставщика, то суд может не принять результаты экспертизы в качестве надлежащего и достоверного доказательства.

Покупатель обнаружил недостатки в полученном товаре и сообщил о них поставщику. Последний потребовал передать ему товар для экспертизы. Нужно ли это делать

Да, если поставщик письменно подтвердит, что забрал товар обратно для проверки его качества.

Требование поставщика о таком возврате может следовать:

  • либо из условий договора поставки с покупателем;
  • либо из условий договора поставщика с его поставщиком (изготовителем товара);
  • либо из того, что в месте нахождения покупателя нет экспертных организаций.

Внимание! Чтобы покупатель смог предъявить поставщику претензии по качеству товара, недостатки нужно обнаружить и зафиксировать в сроки, которые устанавливает закон или договор*

Законодатель в статье 477 Гражданского кодекса РФ предусмотрел сроки, в течение которых покупатель должен обнаружить недостатки. Если он нарушит эти сроки, то не сможет предъявить претензии поставщику.

Кроме того, от сроков обнаружения недостатков зависит распределение бремени доказывания (ст. 476 ГК РФ).

Подробнее см. Сроки обнаружения недостатков.

Внимание! Перед тем как направить поставщику претензию, нужно убедиться, что именно он виноват в наличии недостатков. Иначе покупатель рискует понести лишние затраты (на экспертизу, представительство, судебные издержки) и получить отказ в иске

Так, покупателю стоит проверить, не нарушил ли он условия эксплуатации товара, когда его использовал (или устанавливал). Эти условия должны быть в документах на товар.

Если суд придет к выводу, что недостаток появился в товаре в результате такого нарушения, то откажет в иске (ст. 476 ГК РФ).

Так, Арбитражный суд Волго-Вятского округа отказал покупателю в иске, так как пришел к выводу, что «недостатки товара... которые привели к его выходу из строя, возникли после его передачи истцу в результате нарушения правил эксплуатации котла по причинам, не зависящим от ответчика» (постановление от 17 февраля 2016 г. № Ф01-5980/2015 по делу № А28-11585/2014, см. также постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 апреля 2016 г. № Ф03-990/2016 по делу № А04-5135/2014, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2016 г. № Ф07-5408/2016 по делу № А56-52549/2014).

Этап 3. Выбрать требование

Перед тем как направить поставщику претензию, нужно определиться с требованием, которое будет предъявлять покупатель. Оно должно отвечать не только его интересам, но содержанию закона и договора.

Если покупатель обратится с претензией (а потом с иском), в которой заявит требование, на которое не имеет права, то впустую потратит время и средства.

Чтобы определить, какое требование покупатель может предъявить поставщику, нужно ответить на вопросы:

Так, если нарушения не являются существенными, то покупатель сможет потребовать:*

  • либо соразмерно уменьшить покупную цену (п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 475 ГК РФ);
  • либо безвозмездно устранить недостатки товара в разумный срок (п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 475 ГК РФ);
  • либо возместить свои расходы на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 475 ГК РФ);
  • либо заменить товар (п. 2 ст. 518 ГК РФ);
  • либо возместить убытки (при отказе от исполнения договора) (п. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ).

В случае с существенными недостатками набор требований будет иной:*

  • либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за товар (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ);
  • либо потребовать заменить товар ненадлежащего качества на товар, который отвечает требованиям договора поставки (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 518 ГК РФ).

Подробнее см. Какие претензии можно предъявить поставщику, который поставил некачественный товар.*

Внимание! Покупатель не сможет предъявить поставщику претензии по статье 475 Гражданского кодекса РФ, если тот заменит товар

Только если поставщик не воспользуется своим правом на замену товара (п. 1 ст. 518 ГК РФ), покупатель сможет предъявить ему требование, которое посчитает для себя приемлемым.

Подробнее см. Если поставщик без промедления заменит поставленный товар, то покупатель не сможет предъявить ему большинство требований

19.08.2017

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль