• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Гражданин является клиентом компании Билайн, на протяжении уже 3 месяцев ему с неизвестных номеров приходят смс с рекламными акциями, оказания услуг, предоставление кредитов

Гражданин является клиентом компании Билайн, на протяжении уже 3 месяцев ему с неизвестных номеров приходят смс с рекламными акциями, оказания услуг, предоставление кредитов

44

Вопрос

Гражданин является клиентом компании Билайн, на протяжении уже 3 месяцев ему с неизвестных номеров приходят смс с рекламными акциями, оказания услуг, предоставление кредитов и т.д. Прошу рекомендаций: что можно сделать в данном случае и есть ли решения судов о взыскании с компаний предоставляющих услуги сотовой связи убытков или морального вреда? Прошу выслать решения судов.

Ответ

Данный вопрос неоднократно рассматривался ФАС РФ.

 

Позиция антимонопольного органа состоит в следующем: «В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Ответственность за нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» возложена на рекламораспространителя.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

При этом с учетом обстоятельств дела в качестве рекламораспространителя может быть признано лицо, являющееся оператором связи, особенно в случае предоставления им иному лицу «короткого номера», предназначенного для одновременной массовой отправки sms-сообщений широкому кругу лиц.

В таком случае оператору связи как рекламораспространителю может быть выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе с тем, чтобы он контролировал наличие согласия на получение рекламы тех лиц, которым его контрагент планирует рассылать sms-сообщения с данного «короткого номера».

В целях установления рекламораспространителя и выяснения всех обстоятельств антимонопольным органом может быть направлен запрос оператору связи, с телефонного номера которого осуществлялась рассылка sms-сообщений, с просьбой предоставить информацию, в том числе о лице, распространяющем рекламу в сети оператора связи.

Однако обращаем Ваше внимание, что в случае отказа оператора связи предоставить антимонопольному органу такую информацию, по причине того, что телефонный номер принадлежит физическому лицу, на основании норм Федерального закона «О персональных данных», а также Федерального закона «О связи», гарантирующих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, антимонопольный орган не наделен полномочиями на понуждение оператора связи к предоставлению данной информации«. (Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 14.06.2012 г. «О порядке применения статьи 18 Федерального закона „О рекламе“»)

В судебной практике встречаются дела, когда суды удовлетворяют требования истцов-абонентов, получающих СМС-сообщения (например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.07.2012 г. № 33-9187).

Таким образом, можно либо обратиться в ФАС РФ с требованием принять предусмотренные меры, либо обратиться в суд, требуя компенсацию морального вреда.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

«Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием*.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль