У организации проходила затяжная налоговая проверка

93

Вопрос

У организации проходила затяжная налоговая проверка. В этот период учредителем принято решение о добровольной ликвидации, тем более, что в результате составления совместного с налоговым органом акта свертки расчетов на момент составления промежуточного и окончательного ликвидбаланса у предприятия отсутствовала задолженность. После сдачи окончательного баланса через 5 дней регистрирующий орган выдает решение об отказе в регистрации ликвидбаланса, так как налоговый орган по месту учета сообщил о недостоверных сведениях., содержащихся в ликвидбалансе. После этого,, той же датой, что и упомянутое решение выходит наконец-то акт выездной налоговой проверки с сумасшедшими доначислениями. Вопрос : Являются ли результаты доначислений по акту- официальной задолженностью организации из-за которой регистрирующий орган имеет право отказать в ликвидации? Если можно пришлите судебную практику .

Ответ

Результаты доначислений по акту признается официальной задолженностью организации. Однако отказ в регистрации правомерен лишь в том случае, когда до момента утверждения ликвидационного баланса налоговым органом было предъявлено требование об уплате налога. Исходя из вопроса, налоговый орган не успел выставить требование об уплате налога, а следовательно, его отказ в регистрации ликвидации неправомерен.

 

Приводим судебную практику в пользу налогоплательщика по данному вопросу: Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09, Определение ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09, Постановление ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010, Решение АС Свердловской области от 26.05.2013 № А60-7877/2013, Постановление ФАС МО от 13.05.2009 № А40-72795/08-154-519,

Гражданским законодательством не предусмотрены какие-либо особенности предъявления требований об уплате налоговых обязательств при ликвидации юридического лица и порядка их включения в промежуточный и ликвидационный баланс. Так, в Постановлении 7 ААС от 02.08.2013 № А45-29208/2012 арбитрами отмечено, что акта выездной налоговой проверки без надлежащим образом оформленного требования недостаточно для включения задолженности в перечень требований кредиторов ликвидируемого Общества.

Кроме того, с момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и до представления документов, предусмотренных статьей 21 Закона № 129-ФЗ, налоговый орган в силу Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией был обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.

Также приводим судебную практику когда, отказ в государственной регистрации правомерен был признан правомерен.

Так, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 сделан вывод о том, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС ВВО от 13.08.2012 № А29-7923/2011, Определении ВАС РФ от 11.03.2012 № ВАС-1985/12, Постановлении ФАС ВСО от 05.08.2011 № А33-18667/2010, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2012 № А45-15266/2011, Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-11712/2010, Постановлении ФАС УО от 11.10.2012 № А60-30648/2011.

Обоснование данной позиции приведено ниже

Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09

«В Единый государственный реестр юридических лиц (далее — реестр) 16.01.2008 инспекцией была внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Согласно справке регистрирующего органа по состоянию на 01.02.2008 за обществом числилась переплата по налогам и сборам в размере 6066 рублей 40 копеек.

В связи с ликвидацией общества в инспекцию 07.02.2008 Зиновьевым В.И. был представлен соответствующий пакет документов, по результатам рассмотрения которых регистрирующим органом принято решение от 14.02.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для этого документов, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации).

В обоснование отказа инспекция указала, в частности, на недостоверность сведений об отсутствии задолженности по обязательным платежам.

По сведениям, полученным регистрирующим органом в ходе проведения выездной налоговой проверки, проведенной в период с 19.11.2007 по 18.01.2008, отраженным в акте от 24.01.2008 N 1, установлена неуплата обществом налога в сумме 246 282 рублей.

По мнению инспекции, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности общества по обязательным платежам, равнозначно его непредставлению в регистрирующий орган.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2008 в удовлетворении заявления отказано в связи с несоблюдением обществом положения части 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости письменного уведомления регистрирующего органа как кредитора о ликвидации юридического лица. Заявление, поданное заявителем в регистрирующий орган, содержало недостоверные сведения, и не могло служить основанием для осуществления государственной регистрации.

Постановлением апелляционного суда от 28.07.2008, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 01.12.2008, решение суда первой инстанции отменено. Заявление общества удовлетворено, исходя из того, что на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей.

Оспаривая названные постановления, заявитель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение единообразия в их применении арбитражными судами.

Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 — 22 Закона о регистрации.

Статьей 21 Закона о регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу части 4 статьи 9 этого же Закона является исчерпывающим.

Как установлено судом, порядок, предусмотренный упомянутым Законом при осуществлении государственной регистрации ликвидации юридического лица, обществом соблюден, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для отказа в ней.

Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование*.

Доказательства о предъявлении инспекцией такого требования до завершения ликвидации общества суду представлены не были.

Заявление общества содержит аналогичные обстоятельства и доводы, исследованные судебными инстанциями и получившие соответствующую правовую оценку.

С учетом изложенного, заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора удовлетворению не подлежит"



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.