Предприятие участвует в строительстве железной дороги на севере России

117

Вопрос

Предприятие участвует в строительстве железной дороги на севере России. Мы и были созданы для организации финансирования стройки. Бюджетные деньги перечислялись для подрядчика через наш счет. Многие объекты большой стройки еще не сданы в эксплуатацию окончательно. На большинство объектов подписаны акты приемки в эксплуатацию, но весь пакет документов (для окончательного оформления сданных объектов в собственность инвестором) еще не собран. Получается, что мы до того, как будущий собственник оформит право собственности на объекты должны законсервировать эти объекты, ими не должен никто пользоваться. Но так не получается, это же железная дорога, и она хоть и во временном режиме, но эксплуатируется. Тут от нас ничего не зависит. Объекты (пусть даже на них уже имеются акты ввода, но нет иных необходимых документов) висят у нас на незавершенке. Железная дорога эксплуатируется эксплуатантом (структурой РЖД). Может возникнуть ситуация, когда, например, на объекте, который введен в эксплуатацию, но не передан нами по акту будущему собственнику, возникнет аварийная ситуация, поломка (шпал, связи и т.д.) и т.д. Получается, что ответственность за поломку будет лежать на нас, ведь объект находится на балансе у нас, а мы не обеспечили надлежащее хранение имущества (недвижимого объекта) до передачи собственнику. Кто-то предлагает оформить договор ответ хранения с эксплуатантом. Но о каком хранении говорить, если железная дорога эксплуатируется (сейчас вот уже проводятся кое-какие ремонтные работы того, что построили), идет естественный износ объекта. Но мы не собственники, а лишь имеем это имущество на балансе. Наша цель - не получить выгоду за пользование имуществом, а минимизировать ответственность предприятия. Подскажите, как это можно сделать?».

Ответ

: Из рассматриваемой ситуации следует, что организация, осуществляющая строительство объектов по инвестиционному договору, до момента передачи объектов инвестору (собственнику) несет правовые риски, связанные с фактической эксплуатацией данных объектов третьими лицами.

 

Из изложенной ситуации следует, что наиболее оптимальным вариантом защиты интересов застройщика является полная приостановка эксплуатации третьими лицами (например, РЖД) до момента передачи объектов собственнику. Однако с учетом объективных причин, данный вариант на практике может быть неприменим.

Выходом из данной ситуации может служить передача объектов в эксплуатацию на договорной основе. В силу ст.421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон.

Для разработки правовой конструкции необходимо исходить из того, что застройщик осуществил строительство объектов, но объекты не переданы инвестору (собственнику), следовательно, на данный момент именно застройщик несет гражданско-правовую ответственность перед инвестором. Между тем, данные объекты фактически эксплуатирует (как следствие возникновение риска причинения вреда, амортизационный износ и т.д.) структура РЖД.

В случае если ж/д пути относятся к объектам необщего пользования, можно руководствоваться Правилами эксплуатации путей необщего пользования регулируются Приказом МПС РОССИИ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» и главой IV Устава железнодорожного транспорта РФ.

Правовая позиция, обязательная для применения арбитражными судами РФ по вопросу использования ж/д путей необщего пользования выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 № 13138/09.

В соответствии со статьей 60 Устава, статье 64 Устава между владельцами путей и эксплуатантом могут заключаться договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов.

Данные правила Устава не запрещают заключения соответствующих договоров между владельцами железнодорожных путей необщего пользования, не примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Таким образом, правовые основания пользования ж/д путями между контрагентами должны регулироваться договором.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом

По общему правилу пользование чужим имуществом происходит на возмездной основе, в порядке и на условиях установленных сторонами.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование железнодорожных дорог (в т.ч. путей необщего пользования) по общему правилу должно происходить на платной основе, на условиях и в порядке согласованным с собственником сторон.

В силу чего, в силу ст.421 ГК РФ, представляется возможным, с согласия инвестора (будущего собственника) заключить договор на эксплуатацию железных дорог между застройщиком (балансодержателем) и лицом, фактически эксплуатирующим ж/д, где предусмотреть ответственность эксплуатанта, а также размер платы за использование ж/д.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

 

<…>

 

«Статья 55. Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Статья 58. Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

За работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации…».

 

<…>

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.