Как запотентовать название и знак ООО

85

Вопрос

Как запотентовать название и знак ООО? с чего начать? какой пакет документов и куда представить?».

Ответ

: Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно обратиться в Федеральный институт промышленной собственности (далее — ФИПС). При составлении заявки основной документ, которым нужно руководствоваться, — это Правила составления заявки на регистрацию товарного знака, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.03 № 32 (далее — Правила). В приложении № 1 к Правилам размещена унифицированная форма заявки.

 

Заявка на регистрацию товарного знака представляется в ФИПС в двух экземплярах с оригинальными подписями и печатями (п. 2.15 Правил). Экземпляр для получения отметки в получении и входящем номере делать не обязательно, так как при приеме документов сотрудник сканирует заявку и выдает распечатку с номером заявки заявителю.

В графе «Адрес для переписки» указываются почтовый адрес компании, ее наименование, контактные данные — телефон, факс (подп. 3.2.4 п. 3.2 Правил). Желательно также указать конкретного работника, который занимается регистрацией товарного знака, чтобы сотрудники ФИПС при необходимости могли напрямую обращаться к лицу, подготовившему заявку, и направлять на его имя корреспонденцию.

В графе «Заявитель» указываются полное наименование компании в соответствии с учредительными документами и юридический адрес компании, на которую будет регистрироваться товарный знак (абз. 1 подп. 3.2.1 п. 3.2 Правил). В соседней графе указывается код ОКПО компании. Узнать его можно, запросив в Росстате информационное письмо. В этой же ячейке предусмотрена еще строка для указания кода страны по стандарту ВОИС ST.3. Это правило установлено только для иностранных юридических лиц (подп. 3.2.1 п. 3.2 Правил), но на практике нередко код страны проставляется и для российских компаний путем указания на латинице кода RU.

По общему правилу приоритет товарного знака (дата начала его охраны) устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1494 ГК РФ). Это самый распространенный на практике вариант. В таком случае знаком Х в этой графе не нужно отмечать ни один из вариантов. Проставить этот знак нужно, если приоритет товарного знака устанавливается каким-то другим образом. Например, конвенционный приоритет товарного знака может устанавливаться (под кодом 320 в заявке) с даты подачи первой заявки на товарный знак в государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (п. 1 ст. 1495 ГК РФ). В этом случае под кодом 310 указывается номер первой заявки и под кодом 330 — код страны подачи (абз. 2 подп. 3.2.2 Правил).

В графу «Изображение заявляемого обозначения» помещается изображение товарного знака. Правилами предусмотрен его формат (8 × 8 см, иногда по ширине 8–10 см), а также требование, что его фото или оттиск вклеивается (подп. 3.3.1 п. 3.3). На практике изображение сразу копируют в эту графу и распечатывают заявку на цветном принтере (если знак цветной). В графе «Описание заявляемого обозначения» нужно пояснить существо обозначения и идентифицировать его. Так, в нем указывается характеристика обозначения: его вид (словесное, изобразительное), элементы, которые он содержит, и т. д. (абз. 5 п. 2.11 Правил).

Графа «Цвет или цветовое сочетание» заполняется перечислением цветов, если знак заявляется на регистрацию не в черно-белом, а в ином цветовом сочетании. При черно-белом варианте знака графа остается пустой (подп. 3.3.1 п. 3 Правил).

Под этой контрольной точкой указываются класс и наименование товаров (услуг) в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ) для регистрации знаков. Посмотреть его можно на сайте www.mktu.info. Если перечень в графе не умещается, делается отметка «См. приложение на дополнительном листе» и он полностью приводится на отдельном листе (в двух экземплярах) в качестве приложения к заявке.

К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины: копия платежки со штампом банка или квитанция (подп. 2.12.1 п. 2.12 Правил, п. 5 Положения о патентных и иных пошлинах <...>, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.08 № 941). Еще нужно приложить доверенность на представителя, если заявка подписана не руководителем, а также комплект фотографий (типографских оттисков) заявляемого обозначения. Комплект оформляется на листе формата А4, на котором напечатано пять изображений (каждый того же размера, что и в заявке). При регистрации черно-белого знака достаточно одного комплекта, а при регистрации в ином цвете сдаются два экземпляра: цветной и черно-белый (абз. 2 п. 2.15 Правил).

Если заявку подписывает руководитель, указываются его должность, фамилия и инициалы. Если заявку подписывает представитель, в эту графу вписываются номер и дата доверенности, фамилия и инициалы представителя. Также нужно поставить печать и указать дату (п. 3.7 Правил).

Для регистрации товарного знака нужно заплатить несколько госпошлин. Пошлина обычно платится двумя платежками: первая — за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы в размере 2700 руб., вторая — за проведение экспертизы обозначения и принятие решения по ее результатам в размере 11 500 руб. + + 2050 руб. за каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, свыше одного. После получения решения о регистрации знака оплачивается еще одна пошлина — за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него — 16 200 руб. (п. 2.1, 2.4, 2.7 приложения к Положению о патентных и иных пошлинах <...>).

Относительно фирменного наименования организации следует отметить, что действующее гражданское законодательство относит фирменное наименование к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

При этом в законе особо подчеркивается, что, в отличие, например, от товарных знаков, исключительное право на фирменное наименование может принадлежать только одному лицу, то есть самой компании (п. 2 ст. 1229 ГК РФ). И такая правовая особенность регулирования фирменных наименований приводит к тому, что запрещается каким-либо образом распоряжаться фирменным наименованием: уступать или передавать на время для использования другими лицами (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Существование фирменного наименования, являющегося уникальным продуктом интеллектуальной деятельности, совпадает с периодом «жизни компании». Ведь право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации компании, а заканчивается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности компании либо изменением ее фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ).

В настоящее время закон устанавливает лишь одно ограничение по вопросу использования фирменных наименований. Так, не допускается использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Защита прав на фирменное наименование. Чем помогли нормы закона о конкуренции;

Фирменное наименование. Как компании защитить свои права;

Прецедентное дело о защите фирменного наименования. Что помимо устава поможет доказать аналогичность деятельности компаний;

Риск досрочного прекращения правовой охраны товарного знака;

Упаковку товара лучше регистрировать как товарный знак;

Защита прав на товарный знак компании. Золотые «правила треугольника»;

Сходство товарных знаков. Как добиться регистрации при наличии уже зарегистрированных аналогов;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

 

Заявка на регистрацию товарного знака

11.11.2013 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Александр Кобзарев

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Наталья Ковтуненко

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.