Индивидуальным предпринимателем был приобретен товар (металлосайдинг) у завода изготовителя и в дальнейшем продан конечному потребителю

166

Вопрос

Индивидуальным предпринимателем был приобретен товар (металлосайдинг) у завода изготовителя и в дальнейшем продан конечному потребителю. Потребитель на 90 % от партии товара использовал по назначению, т.е. монтировал на стену здания. Затем потребитель с претензией вышел к ИП о возврате всей суммы в виду того, что товар имел производственные дефекты. В настоящее время это установлено судом. Однако 90 % товара монтировано и первоначальный вид потерян в виду его применения. По закону мы может отказать в возврате суммы на товар, который был использован (90 %)? И вернуть деньги за неиспользованный товар (10 %)? При этом применить нормы Инструкции № П-7 "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Т.е. сослаться на то, что в момент монтажа при обнаружении дефекта потребитель должен приостановить приемку продукции по качеству, приостановить монтаж и вызвать представителей для решения вопроса по существу.».

Ответ

: Ситуация, когда претензии покупателя не имеют под собой оснований, в первую очередь может быть связана с неверными представлениями покупателя о требованиях к качеству ожидаемого товара. В частности, когда покупатель ссылается на несоответствие товара требованиям, которые не были обязательны для сторон договора.

 

Даже если требования к качеству установлены сторонами, то покупатель должен будет представить доказательства, что товар действительно им не соответствует (ст. 65 АПК РФ). Часто встречаются ситуации, когда покупатель представляет в обоснование своей позиции «сомнительные» документы:

заключения экспертизы, проведенной без участия поставщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 20 января 2010 г. по делу № А55-5822/2009) или с нарушением требований ГОСТа и ТУ (см., например,постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2010 г. № Ф03-2612/2010 по делу № А24-3806/2008,определением ВАС РФ от 20 августа 2010 г. № ВАС-10964/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

акты приемки товара, которые не содержат сведений о количестве некачественного товара, описания недостатков и способа приемки товара по качеству (см., например, определение ВАС РФ от 3 декабря 2010 г. № ВАС-16308/10);

документы, составленные при приемке товаров, которая была проведена с нарушением установленного порядка.

Об этом непременно нужно заявить в суде, и есть все шансы, что указанные «доказательства» не выдержат оценки (ст. 71 АПК РФ). В результате наличие недостатков товара доказать будет крайне сложно.

Если покупатель докажет, что товар имеет недостатки, поставщику нужно проверить, имеет ли покупатель право предъявлять ему свои требования. Действующее законодательство лишает покупателя такого права, если:

поставщик предупредил покупателя о недостатках товара (п. 1 ст. 475 ГК РФ). Однако нужно иметь письменные доказательства этого: недостатки, на которые ссылается покупатель, должны быть отражены либо в договоре поставки, либо в преддоговорной переписке сторон. Часто подобная ситуация возникает, когда товар прежде уже был в эксплуатации;

поставщик, получив уведомление о недостатках, без промедления заменил поставленные товары товарами надлежащего качества (п. 1 ст. 518 ГК РФ);

недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик (абз. 2 п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»).

В первую очередь нужно проверить, не нарушил ли покупатель порядок приема товара, если такой установлен. Нарушение может выражаться:

в отборе проб без участия поставщика (см., например, определение ВАС РФ от 11 апреля 2011 г. № ВАС-4823/11) или даже в отсутствии такого отбора (см., например, определение ВАС РФ от 26 ноября 2010 г. № ВАС-16010/10);

в невызове поставщика в случае расхождения данных по качеству поставленного товара с данными в отгрузочных документах (см., например, определение ВАС РФ от 23 марта 2011 г. № ВАС-2781/11);

в несоставлении акта о ненадлежащем качестве полученной продукции (см., например, определение ВАС РФ от 15 сентября 2010 г. № ВАС-12245/10);

в отсутствии незамедлительного уведомления поставщика о ненадлежащем качестве полученного товара (см., например, определение ВАС РФ от 5 марта 2010 г. № ВАС-2322/10) и т. д.

Если нарушение имело место, то суд может не принять в качестве доказательств поставки некачественного товара документы, составленные при такой приемке, и признает факт поставки некачественного товара недоказанным.

Также нужно проверить, не нарушил ли покупатель следующие сроки.

1. Срок обнаружения недостатков переданного товара. Если иное не установлено законом или договором, по истечении указанных сроков покупатель будет не вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара(п. 1 ст. 477 ГК РФ). См., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2010 г. № 17АП-12755/2010-АК по делу № А60-28681/2010.

2. Срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара. Если иное не установлено законом, иными правовыми, договором или обычаями, покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (в минимальный срок) в письменной форме (п. 1 ст. 483 и абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара.

Порядок приемки товара может быть установлен:

в договоре поставки, в том числе путем ссылок на правовые акты, которые носят лишь рекомендательный характер. Так, наиболее часто в качестве таких актов стороны указывают инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству(утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7; далее — Инструкция № 7) и (или) по количеству (утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. № П-6; далее — Инструкция № 6). Некоторые суды применяют данные инструкции в порядке обычаев, если сторонами не был согласован порядок приемки (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 ноября 2008 г. по делу № А56-47642/2007). Однако в абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» указано, что порядок приемки, установленный в инструкциях № 6 и № 7, покупатель может применять «только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки». На это разъяснение можно сослаться в суде, чтобы обосновать, что в данном случае указанные инструкции не были обязательны к применению. Подробнее о применении указанных инструкций см. Порядок приемки товара по количеству согласно Инструкции № П-6. Действия поставщика и Порядок приемки товара по качеству и комплектности согласно Инструкции № П-7. Действия поставщика;

На основании вышеизложенного, следует отметить, что Инструкция № 7, утвержденная постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7, с учетом разъяснений Высшего арбитражного суда РФ, применяется только в случае, когда это предусмотрено договором поставки. Если в договоре поставки отсутствует ссылка на применение сторонами данной инструкции, существует риск, что суд не примет положения данной инструкции в возникшем споре между сторонами.

Если нарушения требований к качеству товара не являются существенными, и недостатки не были оговорены продавцом, покупателю вправе потребовать (п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 475 ГК РФ):

соразмерного уменьшения покупной цены,

либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок,

либо возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Если Нарушения требований к качеству являются существенными тогда покупателю вправе (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ):

отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за товар,

либо потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, который соответствует требованиям, установленным в договоре поставки.

Однако как следует из вопроса, покупатель на 90 процентов израсходовал поставленный товар, своими действиями утратив товарную ценность и стоимость товара. Между тем, ответ на данный вопрос носит комплексный характер и должен учитывать соблюдение сторонами порядка приемки товара, порядок уведомления покупателем поставщика о выявленных недостатках. В случае возникновения судебного спора между сторонами, исходя из сложившейся судебной практики, размер соразмерного уменьшения покупной цены товара устанавливается судебной товароведческой экспертизой.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьей:

Какие условия о гарантии качества товара покупателю необходимо включить в договор поставки;

Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза;

Как помешать покупателю досрочно расторгнуть договор поставки;

Как предотвратить или уменьшить риски поставщика при исполнении дилерского договора;

Приемка товара: рекомендации для поставщика;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

 

Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара

05.11.2013 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Александр Кобзарев

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Наталья Ковтуненко

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль