Договор на поставку продовольственных товаров

258

Вопрос

Между поставщиком и покупателем заключен договор поставки продовольственных товаров. Договором предусмотрена выплата вознаграждения в размере твердой суммы за приобретение у поставщика товаров на определенную сумму (условно, 1000 руб). В договоре также отражено, что если выборка товара будет на сумму более, условно 1000 руб., то покупателю дополнительно выплачивается вознаграждение в размере 5% от приобретенного товара. У меня вопрос не противоречит ли указание на твердую сумму вознаграждения закону об осуществлении торговой деятельности? И можно ли прописывать вознаграждение в твердой сумме плюс размер вознаграждение в процентном отношении? Прошу дать ответ применительно к продаже продовольственных товаров.».

Ответ

: Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) был установлен механизм ценообразования в договорах поставки, особенно в сфере торговли продовольственными товарами, а также положений, ограничивающих размер выплачиваемого покупателю вознаграждения или предоставляемой ему скидки в связи с приобретением у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Часть 4 ст. 9 названного Закона предусматривает возможность заключения хозяйствующими субъектами торговой деятельности соглашений, в которых может предусматриваться включение в их цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества товаров.

По смыслу гражданского законодательства категория «вознаграждение» по правовой природе представляет собой обязанность имущественного содержания. В этом смысле вознаграждение, устанавливаемое в договоре поставки в пользу оптового покупателя, имеет ряд особенностей в отличие от иных видов вознаграждений.

Возможность сторон договора своим соглашением диспозитивно изменять цену товаров на основании общих положений о заключении договоров является одним из самостоятельных элементов ценообразования, в том числе и в договорах поставки продовольственных товаров. Поэтому ограничения, предусмотренные ч. 4–6 ст. 9 Закона о торговле в отношении формирования условия о вознаграждении оптовых покупателей в договорах поставки продовольственных товаров, не могут эффективно влиять на конечную цену товара, доведенного до потребителя. Таким образом, механизм вознаграждения как элемент механизма ценообразования в большей степени следует считать направленным не на регулирование цены товаров, а, прежде всего, на ограничение злоупотребления своими правами оптовыми покупателями, диктующими поставщикам продовольственных товаров «рваческие» условия «входа в торговые сети».

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о торговле размер вознаграждения оптовому покупателю в обязательном порядке должен быть согласован сторонами договора поставки продовольственных товаров, т.е. является существенным условием такого договора, поэтому если в соглашении о вознаграждении не будет содержаться указание на его размер, то такой договор может быть признан незаключенным.

Другим ограничительным требованием к условию о вознаграждении оптового покупателя в связи с приобретением продовольственных товаров путем заключения договора поставки является необходимость включения его в цену договора поставки, что не должно сказаться на определении цены продовольственных товаров. Это правило связано с тем, что цена продовольственных товаров должна фигурировать в договоре поставки отдельно от всех дополнительных наценок и вознаграждений, с тем чтобы быть прозрачной при дальнейших перепродажах продовольственных товаров.

Кроме того, цена приобретаемых продовольственных товаров связана еще с одним ограничением размера рассматриваемого вознаграждения — его абсолютной величиной. Согласно ч. 4 ст. 9 Закона о торговле размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Эта мера имеет антимонопольный характер и направлена на защиту интересов поставщиков, которые сбывают свой товар в торговые сети, занимающие иногда доминирующее положение на рынках.

Часть 6 ст. 9 Закона о торговле императивно устанавливает запрет на включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора. Запрет изменения условий о вознаграждении покупателя договора поставки продовольственных товаров, регламентированный ч. 6 ст. 9 Закона о торговле, предусматривает не запрет изменения любого условия договора поставки продовольственных товаров, как это может следовать из буквального толкования этой нормы, а запрет на изменение только одного условия о вознаграждении.

Между тем, Закон не запрещает устанавливать в договоре условия о вознаграждении в твердой сумме, как и комбинированные способы расчета вознаграждения. Законодательное требование одно — размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Таким образом, если размер вознаграждения покупателя товара установленный в твердой сумме, при выборке на определенную сумму не превышает 10% от стоимости данного товара, то оснований нарушения норм Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не усматривается.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

Вознаграждение оптового покупателя как элемент механизма ценообразования Журнал «Коммерческое право» 1 (10) 2012

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль