Использование лесов в Российской Федерации

89

Вопрос

В соответствии с лесным законодательством лесные участки на лицензионном участке может арендовать только недропользователь. Поэтому нефтяная компания (НК) сама оформляет договоры аренды лесного участка с Комитетом лесов Республики Коми (субъект РФ), а мы как геологоразведочное предприятие осуществляем там для НК разведку нефти и газа. По условиям контракта с НК предусмотрено, что мы возмещаем НК расходы по аренде лесного участка. Арендные платежи за аренду лесов по закону получает фед. бюджет. Но у Правительства Республики Коми с этой НК есть договор о социальном партнерстве, в котором указано, что при аренде лесов, НК помимо арендных платежей в фед. бюджет уплачивает 20% от сумм этих платежей еще и в республиканский бюджет (как плату, превышающую установленные минимальные ставки по аренде лесов). В итоге, т.к. мы возмещаем НК все расходы по арендной плате, эти расходы по социальному партнерству фактически переложены на нас. Имеем ли мы какие-либо правовые основания взыскать с НК эти излишне возмещенные суммы в размере 20% от основных платежей?».

Ответ

Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, ставки арендной платы являются фиксированными.

Из вопроса следует, что геологоразведочное организация согласовала в контракте условие по возмещению арендатору исключительно арендной платы, ставки которой установлены соответствующими органами. Не усматривается, что дополнительные платежи, уплачиваемые арендатором на основе социального партнерства, являются составной частью арендной платы. Таким образом, с учетом того, что условия договора должны трактоваться буквально, следует, что взимание помимо арендной платы обусловленной контрактом, дополнительных платежей, фактически не являющихся арендной платой, обладают признаками неосновательного обогащения. На основании вышеизложенного, усматриваются основания для предъявления арендатору лесного участка требования о возврате неосновательного обогащения, из расчета перечисленных платежей, не входящих в арендную плату.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Взыскание неосновательного обогащения: определение надлежащего истца и ответчика;

Иски о взыскании неосновательного обогащения стали заменять собой другие способы защиты;

Смешанный характер договора может помешать взысканию неосновательного обогащения;

Можно ли квалифицировать возврат неосновательного обогащения как убытки;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

Лесной кодекс Российской Федерации

"...Статья 73. Арендная плата

1. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

2. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

3. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

4. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

2. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53_7 настоящего Кодекса (часть дополнена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

3. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43-45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса.

4. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

5. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, — см.предыдущую редакцию)*..."



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.