Условия дилерского договора о цене

67

Вопрос

Правомерно ли с точки зрения законодательства о защите конкуренции включение в договор поставки обязанности соблюдения покупателем согласованных с поставщиком цен? И в частности - розничных цен на товары в случаях продажи конечным потребителям?

Ответ

Ответ зависит от того, насколько крупным является поставщик. Если доля поставщика на рынке менее 20%, то каких-либо препятствий к включению такого условия в договор нет.

Для того чтобы попасть под сферу действия антимонопольного законодательства необходимо:

  • занимать доминирующее положение (см. Постановление ФАС СКО от 14.11.2012 № А63-10169/2010)
  • или продавать товары (оказывать услуги), которые подлежат государственному регулированию в соответствии с положениями того же Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
  • или попадать под Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530.

В остальных случаях такие условия являются правомерными.

Чтобы доказать соответствующую долю антимонопольный орган проводит исследование товарного рынка как по собственной инициативе, так и по заявлению третьих лиц. Исследование проводится по правилам, установленным Порядком № 220, по результатам которого составляется аналитический отчет.

Изучаемый товарный рынок может охватывать территорию РФ или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов РФ (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта РФ (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Условия дилерского договора о цене, территории и запрете на работу с конкурентами: риски для дилера

«Случаи, когда в дилерском договоре допускаются условия о цене и территории перепродажи товара и запрете реализации товаров конкурентов

Чтобы оценить возможность включения в дилерский договор того или иного условия, необходимо учесть запреты и ограничения, которые установлены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Это связано с тем, что дилерские договоры подпадают под понятие «вертикальных» соглашений.

В дилерском договоре можно установить все перечисленные условия (о цене и территории перепродажи, запрете реализации товаров конкурентов) в любом из следующих случаев.

1. Дилер входит в одну группу с поставщиком (производителем). При этом должен иметь место контроль одной стороны договора в отношении другой стороны либо обе стороны должны находиться под контролем одного лица. Контроль в данном случае означает возможность прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другой стороной. Это возможно через:

  • распоряжение более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица,
  • и (или) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 11 и пунктом 6 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.

Стоит отметить, что если дилер и поставщик удовлетворяют всем перечисленным условиям, то они не ограничены в определении условий дилерских договоров.

2. Доля дилера и поставщика на любом товарном рынке не превышает 20 процентов (ч. 2 ст. 12 Закона о защите конкуренции).* При этом на практике суды учитывают долю на рынке того товара, в отношении которого заключено соглашение (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2011 г. по делу № А19-23635/10). Определение долей производится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220. Причем если дилер (как и поставщик) не согласен с результатами исследования рынка, то имеет право представить доказательства допустимости заключенного соглашения (ч. 6 ст. 11 Закона о защите конкуренции)».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль