Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью

76

Вопрос

Мы бюджетное учреждение нового типа (на субсидиарном обеспечении). Какие полномочия у нашего учредителя в части контроля за финансово-хозяйственной деятельностью?

Ответ

Финансовый контроль со стороны учредителя, в основном сводится к контролю за исполнением государственного и муниципального задания всеми типами учреждений. Контроль за соблюдением казенными учреждениями требований и условий, установленных для них заданиями, осуществляют главные распорядители средств соответствующего бюджета. Контроль за соблюдением бюджетными и автономными учреждениями требований и условий, установленных для них государственными и муниципальными заданиями, осуществляют государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя.

Некоторые выводы о форме контроля со стороны учредителя можно сделать лишь на основании положений Приказа Минфина РФ № 136н, Минэкономразвития РФ № 526 от 29.10.2010 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением», которые носят рекомендательный характер. В соответствии с данным документом контроль за выполнением государственных заданий рекомендуется осуществлять в форме последующего контроля в виде камеральных и выездных проверок.

Предварительный финансовый контроль за деятельностью учреждений осуществляется на стадии составления плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» закрепил, что в плане финансово-хозяйственной деятельности, который составляется каждым бюджетным и автономным учреждением, должны быть указаны показатели финансового состояния учреждения (подразделения) (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана) и плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения).

Предварительный финансовый контроль также осуществляется при санкционировании расходов учреждений, в т.ч. в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса».

Основным способом последующего контроля за деятельностью учреждения является получение учредителем отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Приказом Министерства финансов РФ от 30.09.2010 № 114н утверждены «Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества». Указанный документ должен включать в себя данные, отражающие финансовую деятельность учреждения и состояние его имущества, а именно изменение (увеличение, уменьшение) балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах); общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей; изменение (увеличение, уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат); суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ).

Также учредитель может осуществлять предварительный контроль за деятельностью бюджетных и автономных учреждений в части совершения ими крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Крупной сделкой для автономного или бюджетного учреждения признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

На основании вышеизложенных норм можно сделать вывод, что основные направления учредителя в сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения являются: соблюдение действующего законодательства; оценка результативности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности; оценка состояния кредиторской задолженности, установление превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию; оценка целевого использования средств, полученных в виде субсидий на иные цели; оценка выполнения утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения; оценка состояния государственного (муниципального) имущества, выявление неиспользуемого или используемого не по назначению государственного (муниципального) имущества, выявление нарушений действующего законодательства, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности государственного (муниципального) имущества.

Однако следует отметить, что практически ни один нормативный акт не содержит детальных и исчерпывающих требований к методам и способам осуществления финансового контроля со стороны учредителя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

  • Приказ Минфина РФ № 136н, Минэкономразвития РФ № 526 от 29.10.2010 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением»;
  • Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса»;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 30.09.2010 № 114н утверждены «Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества»;



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.