Подделана запись в трудовой книжке.

53

Вопрос

Вправе ли аннулировать запись в трудовой книжке о приеме и об увольнении на предыдущей работе действующий работодатель? Ситуация следующая. При приеме на работу в нашу компанию, новый сотрудник подделал записи о предыдущем приеме и увольнении, создав, таким образом мнимый трудовой стаж. Каковы должны быть наши действия в данном случае, чтобы минимизировать риски учитывая то, что Генеральный директор не хочет расторгать с указанным работником трудовой договор.

Ответ

Аннулировать запись по новому месту работы, в данном случае, не удастся.

Вносить исправления в трудовую книжку сотрудника по новому месту работы можно на основании копий приказов о приеме на работу, переводе и увольнении, об отмене этих приказов, а также справок и выписок из документов, в которых данные приказы упоминаются (личная карточка, лицевой счет, книга регистрации приказов и т. п.).

Такой порядок установлен в п. 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225.

Учитывая то, что за данное преступление предусмотрена уголовная ответственность (ст. 327 УК РФ), необходимо оформить дубликат трудовой книжки. О том, как это сделать, Вы можете прочитать в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист», «Системы Кадры».

1. Рекомендация. Как внести изменения и исправления в трудовую книжку.

«Исправление сведений о работе, награждениях.

Кто должен исправить в трудовой книжке сотрудника неверную запись о работе или награждении.

Если вы обнаружили в разделах «Сведения о работе» и «Сведения о награждениях» трудовой книжки сотрудника неправильную или неточную запись, ее нужно исправить. Исправления можно внести двумя способами. Первый – сотрудник самостоятельно обращается в организацию, которая допустила в трудовой книжке ошибку, и там ее исправляют в установленном порядке. Второй способ – организация, где сотрудник трудится сейчас, направляет запрос предыдущему работодателю и на основании его официального ответа вносит в трудовую книжку исправления.

Вносить исправления в трудовую книжку сотрудника по новому месту работы можно на основании копий приказов о приеме на работу, переводе и увольнении, об отмене этих приказов, а также справок и выписок из документов, в которых данные приказы упоминаются (личная карточка, лицевой счет, книга регистрации приказов и т. п.).

Такой порядок установлен в пункте 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

Если организация, которая внесла неправильную или неточную запись в трудовую книжку, была реорганизована, запись об исправлении вносит ее правопреемник. Если организация была ликвидирована, такие исправления должны быть сделаны по новому месту работы. Если неправильную или неточную запись в трудовой книжке сделал предприниматель, который прекратил свою деятельность, исправления должны быть внесены также по новому месту работы. Вносить исправления в трудовую книжку сотрудника по новому месту работы можно на основании копий приказов о приеме на работу, переводе и увольнении, об отмене этих приказов, а также справок и выписок из документов, в которых упоминаются эти приказы (личная карточка, книга регистрации приказов и т. п.). Об этом говорится в пункте 28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225.

В разделах трудовой книжки «Сведения о работе» и «Сведения о награждениях» нельзя ничего зачеркивать, подчищать и замазывать корректирующей жидкостью. Все неверные записи должны быть в установленном порядке признаны недействительными. Об этом сказано в пункте 1.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69».*

2. Рекомендация. Как оформить дубликат трудовой книжки.

«Основания для оформления дубликата трудовой книжки

В каких случаях организация должна оформить дубликат трудовой книжки

Дубликат трудовой книжки оформите сотруднику, если его трудовая книжка:

  • утеряна;
  • пришла в негодность: обгорела, порвана, испачкана и т. п.;
  • содержит недействительную запись об увольнении или переводе.

В последнем случае сотруднику по его письменному заявлению выдают по последнему месту работы дубликат, в который переносят все записи из трудовой книжки, кроме той, что признана недействительной.

Такие правила установлены в пункте 33 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225. На это указывают и суды. См., например, апелляционное определение Омского областного суда от 25 июня 2014 г. № 33-3837/14».*

«Оформление дубликата при утере трудовой книжки сотрудником.

Как оформить дубликат при утере трудовой книжки сотрудником.

Сотрудник, утративший трудовую книжку, должен письменно заявить об этом по последнему месту работы. В ответ работодатель обязан оформить сотруднику дубликат не позднее 15 дней со дня подачи заявления. Об этом сказано в пункте 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225. Заявления о выдаче дубликата трудовой книжки хранят в зависимости от выбранного порядка хранения кадровых документов в организации.

Чтобы заполнить дубликат трудовой книжки, попросите у сотрудника документы с прежних мест работы, подтверждающие периоды трудовой деятельности. Так, стаж работы могут подтвердить трудовые договоры, справки от работодателей, копии или выписки из приказов, личных дел, личных карточек, ведомостей на выдачу зарплаты и т. п. При этом работодатель обязан оказать содействие сотруднику в получении документов, подтверждающих стаж его прошлой работы. Например, подсказать, куда обратиться, какие документы потребовать, помочь составить официальный запрос бывшим работодателям и т. п. Такой порядок установлен в пункте 7.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.

Если предъявленные документы не содержат полных сведений о трудовой деятельности сотрудника или подтверждающие документы невозможно получить вовсе, то в дубликат внесите только ту информацию, которая подтверждена документально (п. 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225п. 7.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Если подтверждающие документы поступят уже после оформления дубликата, то сведения о работе можно довнести в трудовую книжку или просто приложить к ней подтверждающие документы и учитывать информацию из них для корректного определения стажа работника.

Оформляя дубликат трудовой книжки, оформите титульный лист в общем порядке, как при заполнении новой книжки, а в разделы о работе внесите сведения:

  • об общем и (или) непрерывном стаже работы сотрудника до поступления в данную организацию, подтвержденном соответствующими документами;
  • сведения об отдельных периодах работы у каждого работодателя и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Об этом сказано в пункте 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, и пункте 7.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.*

Заполнение титульного листа дубликата.

Как заполнить титульный лист дубликата трудовой книжки сотрудника.

Дубликат оформите на чистом бланке трудовой книжки. На титульном листе в правом верхнем углу напишите слово «Дубликат». Затем на основании представленных сотрудником документов заполните титульный лист. При этом вносимые данные должны соответствовать информации о сотруднике на день заполнения дубликата, а не его утраченной или испорченной книжки. То есть сотрудник, ответственный за ведение трудовых книжек в организации, ставит на титульном листе свою подпись, печать организации и текущую дату заполнения дубликата трудовой книжки. А не копирует эти сведения из старой книжки сотрудника или ее копии.

Внимание: если у сотрудника менялась фамилия, то в дубликате отразите текущие данные. Восстанавливать все записи об изменениях не нужно.

Вопрос из практики: нужно ли вносить запись о первой фамилии сотрудницы в дубликат трудовой книжки.

Нет, не нужно.

При заполнении трудовой книжки записи о фамилии, имени и отчестве сотрудника указывают на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (например, заграничного паспорта, водительских прав, военного билета и т. п.). Об этом говорится в пункте 2.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.

Эти правила распространяются и на выдачу дубликата. Поскольку после перемены фамилии сотрудница оформила новый паспорт, вносить сведения следует в соответствии с ним. Восстанавливать ранние записи о смене фамилии на обложке дубликата трудовой книжки не нужно.

Заполнение сведений о работе в дубликате.

Как внести в дубликат трудовой книжки сведения о работе сотрудника.

В разделе «Сведения о работе» (графа 3) отразите общий и (или) непрерывный трудовой стаж, который имел сотрудник до поступления в организацию. Общий стаж запишите суммарно: просто укажите общее количество лет, месяцев, дней без уточнения организации, периодов работы и должностей сотрудника.

После этого общий и (или) непрерывный стаж запишите по отдельным периодам работы. В графе 2 укажите дату приема на работу, в графе 3 – наименование организации, а также структурное подразделение и работу (должность), специальность, профессию с указанием квалификации, на которую был принят сотрудник. Если за время работы имели место переводы на другую постоянную работу, об этом также нужно сделать соответствующую запись.

Затем в графе 2 поставьте дату прекращения трудового договора, а в графе 3 – причину увольнения, если в представленном документе имеются такие данные. В графе 4 дубликата трудовой книжки после каждой записи укажите наименование, дату и номер документа, на основании которого она внесена.

В графе 4 укажите наименование, дату и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой верните сотруднику. Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, то в дубликат трудовой книжки вносите только имеющиеся в этих документах сведения.

Порядок и особенности заполнения дубликата трудовой книжки приведены в разделе III Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, и разделе 7 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.

Пример оформления дубликата трудовой книжки.

Бывшая сотрудница организации Е.В. Иванова потеряла трудовую книжку. На новую работу она еще не устроилась, поэтому за оформлением дубликата обратилась к прежнему работодателю (заявление).

Специалист, ответственный за ведение кадрового учета, оформил дубликат трудовой книжки».*



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.