Заключение бессрочного договора

19

Вопрос

Какими требованиями должно соответствовать арендуемое помещение (квадратура, наличие ограждений и т.п.), где осуществляется розничная торговля строительными материалами, чтобы не выйти за рамки ЕНВД? Кроме того как не оказаться ИП взаимозависимыми (аффилированными) лицами по отношению к ООО, чтобы не перевели на общую систему налогообложения? Возможно, ли бессрочно владельцу товарного знака сдать его в аренду (право использования) третьим лицам?

Ответ

Заключение бессрочного договора не предусмотрено действующим законодательством.

Возможно заключение франчайзинга (аренды товарного знака) на определенный срок или без указания срока.

Также по лицензионному договору можно передать право пользования товарным знаком на срок, не превышающий срока действия права. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (ст. 1235 ГК РФ, Что необходимо проверить лицензиару при согласовании существенных условий лицензионного договора).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Когда правообладателю выгодно заключить договор франчайзинга

«Цели договора франчайзинга

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель, франчайзер, франшизодатель) предоставляет другой стороне (пользователь, франчайзи, концессионер, франшизополучатель) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс своих исключительных прав. При этом нужно обратить внимание на то, что правообладатель лишь предоставляет соответствующее право, а не передает его контрагенту*.

Однако предоставление (получение) прав – не единственная и не главная цель договора франчайзинга. Он в первую очередь направлен на создание производственной, торговой или сбытовой сети для продвижения товаров или услуг, расширения рынка их сбыта. То есть договор франчайзинга не является в чистом виде меновой сделкой, так как присутствует общая заинтересованность сторон в том, чтобы пользователь успешно осуществлял свою деятельность.

Совет

Для того чтобы пользователь успешно осуществлял свою деятельность, правообладателю нужно разработать «рецептуру» ведения бизнеса, которая будет содержать информацию:

  • о торговых точках (географическое расположение, площадь), в которых целесообразно вести бизнес, и требованиях, которые установлены к таким помещениям в законе (например, при реализации алкогольной продукции);
  • о технологических требованиях (подача воды, требования по электроэнергии), которые установлены для ведения бизнеса, которым планирует заняться пользователь;
  • о способах изготовления товаров, необходимой рецептуре, пропорциях, рекомендуемых товарных запасах;
  • о рекомендуемых ценах на реализуемый товар (оказываемые услуги);
  • полезных маркетинговых акциях, ярких и известных слоганах, сопутствующих успешному ведению бизнеса.

«7. Сложность расторжения договора.

В частности, если договор заключен без указания срока его действия, то, чтобы немотивированно отказаться от исполнения договора, правообладатель должен уведомить пользователя за шесть месяцев. Причем данный срок нельзя уменьшить, прописав соответствующее условие в договоре, его можно только увеличить (п. 1 ст. 1037 ГК РФ). Единственная возможность сократить срок для уведомления – внести в договор условие об отступном. В таком случае пользователя нужно будет уведомить об отказе не позднее, чем за 30 дней.

Если договор заключен на определенный срок, то немотивированный отказ возможен лишь при наличии в договоре условия об отступном. При этом пользователя также нужно будет уведомить об отказе не позднее чем за 30 дней. Если условия об отступном нет, то придется ждать, когда истечет срок действия договора. Хотя и после этого у пользователя будет преимущественное право на заключение договора франчайзинга на новый срок (ст. 1035 ГК РФ)*.

Более того, даже если пользователь допустит какое-либо нарушение, то правообладатель сможет отказаться от договора только после того, как направит пользователю письменное требование об устранении нарушения, а тот:

  • либо не устранит нарушение в разумный срок,
  • либо вновь совершит такое нарушение в течение одного года с даты направления указанного требования.

Такой порядок закреплен в пункте 1.1 статьи 1037 Гражданского кодекса РФ.

Особенности объекта

Объектом договора франчайзинга является комплекс исключительных прав правообладателя.

Он включает в себя права на товарный знакзнак обслуживания, а также права на «другие предусмотренные договором объекты исключительных прав» (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Под последними необходимо понимать перечисленные в статье 1225 Гражданского кодекса РФ результаты интеллектуальной деятельности, кроме фирменного наименования (его отчуждение или предоставление другому лицу права его использования в силу п. 2 ст. 1474 ГК РФ не допускается). В частности, это могут быть*:

Причем право на товарный знак должно быть передано в обязательном порядке (п. 3.4.1 Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, утвержденных приказом Роспатента от 29 декабря 2009 г. № 186, далее – Рекомендации). Знака обслуживания в составе комплекса может и не быть, несмотря на то что законодатель в пункте 1 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ его указал после товарного знака через запятую, а не через разделительный союз «или».

Важно обратить внимание на то, что правообладатель наряду с товарным знаком должен передать пользователю право на использование еще как минимум одного из перечисленных выше объектов исключительных прав (например, коммерческого обозначения или ноу-хау). Только в таком случае можно будет договорить о комплексе исключительных прав в смысле пункта 1 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ.

Особенности субъектного состава

Договор франчайзинга – предпринимательский договор, то есть применяется только в сфере предпринимательской деятельности и регулируется специальными правилами Гражданского кодекса РФ об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.

Участниками договора франчайзинга могут быть лишь коммерческие организации или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).

Таким образом, не могут быть стороной договора коммерческой концессии (даже в случае, если они являются обладателями исключительных прав):

  • граждане, не наделенные предпринимательским статусом;
  • некоммерческие организации;
  • органы муниципальной власти, государственные учреждения*.

В то же время некоторые теоретики придерживаются мнения, что правила о коммерческой концессии можно применять по аналогии и к договорам с участием некоммерческих организаций. Обосновывают они это тем, что некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абз. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ)».

09.08.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.