О национальном режиме

14

Вопрос

Государственный заказчик осуществляет закупку картриджей для принтеров. Обязан ли он установить ограничение участия в определении поставщика, установленное в соответствии со ст. 14 Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ? В каких случаях на Государственного заказчика возлагается данная обязанность?

Ответ

Да, обязан, если запрет на закупку продукции у иностранного производителя (в том числе, контролируемого иностранным лицом) установлен подзаконными нормативными актами (как, например, в случае с Турецкой Республикой). Как правило, в качестве подзаконных нормативных правовых актов выступают постановления Правительства Российской Федерации) и установление запретов и ограничений в соответствии с ними во всех случаях является обязательным для заказчика.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Госзаказ».

Применение Постановления № 1457 при закупках по Закону № 44-ФЗ

«В настоящий момент позиции по вопросу применения постановления Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее – Постановление № 1457) ФАС России и Минэкономразвития России различаются, но в ближайшее время данные органы должны разработать единую позицию.*

Так, в своих письмах Минэкономразвития России указывает, что запрет, установленный Постановлением № 1457 , соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) (письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-353, письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-355). Главным аргументом является то, что в Постановлении № 1457 нет отсылки на ст. 14Закона № 44-ФЗ. Минэкономразвития России приходит к выводу, что Постановление № 1457 устанавливает обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данные требования должны быть установлены заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Позиция ФАС России (и его территориальных органов) иная (решение УФАС по Чувашской республики от 24 февраля 2016 года № 06-04/1024 по делу № 20-К-2016, решение Ростовского УФАС России 5 февраля 2016 г. по делу № 156/03, решение Рязанского УФАС России от 12 февраля 2016 г. по делу № 40-03-1/2016 , решение Рязанского УФАС России от 3 марта 2016 г. по делу № 63-03-1/2016, решение Новгородского УФАС России от 19 февраля 2016 г. по жалобе Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев", решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 марта 2016 г. по делу № 04-01/56-2016, решение ФАС России от 4 февраля 2016 г. по делу № К–149/16 ). Мы также придерживаемся позиции ФАС России, так как то, что в Постановлении № 1457 нет отсылки на ст. 14 Закона № 44-ФЗ, не означает, что оно не регулирует отношения, связанные с национальным режимом. Необходимо обратить внимание, что Постановление № 1457 не отсылает на Закон № 44-ФЗ , так как оно должно применяться не только заказчиками по Закону № 44-ФЗ .

Также, во-первых, Постановление № 1457 действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее – Указ № 583), который, в свою очередь, издан в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с Федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности".

Во-вторых, несмотря на то, что в самом Постановлении № 1457 не указано, что данное Постановление № 1457принято во исполнение ст. 14 Закона № 44-ФЗ, Постановление № 1457 устанавливает запрет на допуск отдельных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что соответствует ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ может быть установлен запрет на допуск работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок, а не устанавливает ограничения допуска юридических лиц, перечисленных в Постановлении № 1457 .

Обращаем внимание, что в настоящее время в этих ведомствах уточняется позиция по применению Постановления № 1457 и как только она будет определена, мы оперативно разместим ее в системе и оповестим заказчиков об этом.

До выработки единой позиции советуем придерживаться позиции УФАС России или ФАС России, так как данные органы являются контрольными органами в сфере закупок, и они могут привлекать к административной ответственности».

04.08.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.