Запрос прокуратуры

78

Вопрос

Прокуратура запросила сведения об имуществе госслужащих в связи с проверкой законодательства о противодействии коррупции в части достоверности представленных ими сведений об имуществе. Сведения о счетах истребованы по состоянию на 01.12.2015, а общая сумма оборотов по счету - без ограничения срока. Ограничен ли законодательно объем сведений (в частности, периодом времена), которые вправе проверять прокуратура?

Ответ

Законодательно объем сведений (в частности, периодом времени), которые вправе проверять прокуратура, не ограничен.

Однако, Закон о банках и банковской деятельности позволяет выдавать данные об операциях клиентов без решения суда в рамках борьбы с легализацией криминальных доходов, финансированием терроризма и коррупцией, но среди тех, кому эти сведения могут быть выданы, прокуроров нет (ст.26 Закона № 395-1).

Согласно разъяснениям Генеральной прокуратуры РФ, изложенным в письме от 12.03.201073/1-380-20010 органы прокуратуры РФ не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну. Данный вывод основан на требованиях норм ст.857 ГК РФ, ст.26 Закона № 395-1 и Закона № 2202-1, а также позицией Конституционного Суда РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

«6.

При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом».*

2. Письмо Генпрокуратуры РФ от 12.03.2010 № 73/1-380-20010

«Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы, связанные с предоставлением органам Прокуратуры РФ информации, составляющей банковскую тайну.

В соответствии со ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Таким образом, из ст. 857 ГК РФ следует, что в федеральных законах должны быть прямо установлены случаи и порядок предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну.*

Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон № 395-1), регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. При этом органы Прокуратуры РФ и их должностные лица не указаны в данном перечне.*

Специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность конкретных органов, могут содержать нормы, предусматривающие право этих органов получать информацию, составляющую банковскую тайну.

Вместе с тем Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон 3 2202-1) не содержит норм, предоставляющих органам Прокуратуры РФ и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне.

В п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 № 8-П (далее - Постановление КС) указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.

Также в п. 3 Постановления КС говорится, что по смыслу Конституции РФ институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников; одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией РФ интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан.

В п. 4 Постановления КС указано, что согласно ГК РФ, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции РФ в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (ст. 857 ГК РФ).

Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, ГК РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления КС, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции РФ целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Принимая во внимание требования норм ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона № 395-1 и Закон № 2202-1, а также вышеизложенную позицию Конституционного Суда РФ, органы Прокуратуры РФ не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну.*

Вместе с тем при проведении прокурорских проверок исполнения банками (их филиалами) Закона № 395-1 некоторые органы Прокуратуры РФ запрашивают документы, содержащие сведения, составляющие банковскую тайну.

Так, в частности, запросы органов прокуратуры области содержат требование о предоставлении и подтверждении документально информации о своевременности исполнения платежных поручений клиентов на перечисление обязательных платежей, заработной платы и др.; о соблюдении установленной ст. 855 ГК РФ очередности списания денежных средств со счетов клиентов; об исполнении соответствующих решений уполномоченных органов о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, о приостановлении операций по счетам клиентов; о своевременности и полноте исполнения запросов налоговых, таможенных и иных уполномоченных органов; о соблюдении требований законодательства по оформлению договоров залога недвижимого имущества и др.

Факт исполнения указанных требований может быть подтвержден путем представления должностному лицу органа прокуратуры соответствующих документов, в частности расчетных документов, выписок по счетам клиентов, договоров. Все эти документы содержат информацию об операциях клиентов и сведения о клиентах, отнесенные действующим законодательством к банковской тайне.

Предоставление банками органам Прокуратуры РФ подобной информации может повлечь судебные споры с клиентами.

Соблюдается ли действующее законодательство в указанной ситуации?
Ответ:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации с привлечением прокуратуры области рассмотрено обращение о наличии в деятельности кредитных организаций проблем, связанных с сохранением банковской тайны при предоставлении информации по запросам органов прокуратуры.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и контроля, а также руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

При осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры руководствуются установленным законодательством порядком, что прямо предусмотрено абз. 3 п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «'Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»'.

Установлено, что наличие в запросах районных и городских прокуроров области в банки ряда вопросов, связанных с предоставлением информации об исполнении платежных поручений клиентов банка, о соблюдении очередности списания денежных средств с их счетов и др., а также требования о ее документальном подтверждении могло повлечь за собой нарушение положений законодательства о банковской тайне и прав клиентов банка.

В связи с этим и.о. прокурора области предупредил подчиненных территориальных прокуроров о недопустимости нарушения названного Приказа Генерального прокурора Российской Федерации в части истребования от кредитных организаций информации, составляющей банковскую тайну.* Кроме того, прокурорам указано на необходимость исключения из практики случаев истребования излишних материалов, документов и сведений, которые должны быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверок».

28.07.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.