Действия продавца после удовлетворения требований покупателя

47

Вопрос

Согласно ФЗ "О ЗПП" на основании претензии покупателя к качеству товара была проведена товароведческая экспертиза, по результатам которой было выявлено, что дефекты товара возникли не по вине покупателя. Требования покупателя удовлетворены. Вопрос. Какие дальнейшие действия может предпринять продавец? Обратиться к поставщику или производителю с претензией (а затем в суд, в случае неудовлетворения требований) о поставки товара ненадлежащего качества? Или есть иные способы?

Ответ

Да, продавец может обратиться с претензией к поставщику, а затем в суд. Напрямую к производителю продавец обратиться не может, это право есть только у конечного потребителя.

Продавец может взыскать в порядке регресса стоимость некачественного товара, затраты на экспертизу, моральный вред. Суды отказывают в удовлетворении остальных требований на том основании, что продавец имел возможность урегулировать спорный вопрос с потребителем во внесудебном порядке, добровольно возместить ущерб и тем самым избежать возникновения дополнительных расходов (см., например, Постановление 1 ААС от 31.05.2012 № А38-4510/2011, Постановлением ФАС ВВО от 13.09.2012 № А38-4510/2011 данное постановление оставлено без изменения).

Постановлением 2 ААС от 26.01.2015 № А29-6141/2014 требования истца удовлетворены частично. Суд указал, что принятие решения об удовлетворении претензий граждан не зависело от воли и действий Компании. У истца имелась возможность добровольно удовлетворить указанные требования потребителей в сроки, установленные п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, с последующим предъявлением расходов Компании.

В некоторых случаях суды вообще отказывают в удовлетворении исков о взыскании убытков (см., например, Постановление ФАС ПО от 25.11.2010 № А72-19873/2009).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как ограничить ответственность поставщика за вред, причиненный в результате использования поставленного товара

«Отсутствует причинная связь

На отсутствие причинной связи нужно указать, если покупатель не привел необходимых доказательств того, что именно поставленные товары привели к образованию убытков. Часто причины их возникновения связаны лишь с ошибками самого покупателя в сфере предпринимательской деятельности.

Пример из практики: суд отказал покупателю во взыскании убытков, так как тот не доказал, что падение урожайности находится в причинной связи с поломкой комбайна

Между ЗАО «Ю.» (покупателем) и ОАО «С.» (продавцом) был заключен договор купли-продажи, по которому покупатель приобрел комбайн.

В ходе эксплуатации товара был выявлен заводской брак.

ЗАО «Ю.» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании стоимости комбайна, причиненных убытков и упущенной выгоды. При этом покупатель указал на то, что убытки возникли от потери урожая ячменя.

Суд установил: «Истец не доказал, что падение урожайности находится в причинной связи с поломкой комбайна, что у истца отсутствовала иная техника, которая могла быть использована для сбора урожая, что истцом принимались какие-либо меры для уменьшения убытков. Довод жалобы о том, что по вине ответчика одна из бригад истца получила меньший, чем предполагалось, урожай ячменя, не свидетельствует безусловно о наличии правовых оснований для взыскания убытков».

Суд взыскал в пользу покупателя стоимость комбайна, а в остальной части иск оставил без удовлетворения (постановление ФАС Поволжского округа от 10 августа 2009 г. по делу № А12-20852/2008, см. также постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2008 г. по делу № А31-145/2008-10).

Покупатель перепродал товар конечному потребителю, который в результате использования товара понес убытки. Покупатель их возместил и обратился в суд с иском о взыскании с поставщика выплаченных сумм в порядке регресса. Удовлетворит ли суд указанный иск

Суд, скорее всего, откажет в иске.

Это связано с тем, что покупатель (по договору поставки) в данной ситуации является самостоятельным субъектом ответственности по новому договору. Вред, которой он возместил конечному покупателю, не является вредом, причиненным предыдущим поставщиком. Нормы о праве регресса (ст. 1081 ГК РФ) в этом случае не подлежат применению. См., например, постановление ФАС Поволжского округа от 25 ноября 2010 г. по делу № А72-19873/2009определением ВАС РФ от 12 апреля 2011 г. № ВАС-3902/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора*».

25.07.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль