Государственный контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковского счета

176

Вопрос

Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в таком то районе по итогам конкурса заключен Государственный контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковского счета с Банком. Конкурс проведен согласно правилам ст. 18 Федерального закона № 135 "О защите конкуренции". Срок договора определен с 11.10.2012 по 11.10.2013г. Таким образом срок действия договора истекает. Клиент обратился с просьбой пролонгировать действие договора в отсутствие проведения нового конкурса. Наше мнение, что в данном случае пролонгация невозможна, в противном случае будет иметься состав административного правонарушения, в том числе ст. 18 Закона 135-ФЗ. При этом Клиент настаивает на пролонгации отношений (так как конкурс своевременно они не провели и с учетом оставшихся сроков провести уже не успевают). Прошу прокомментировать может ли Банк согласится с позицией Клиента о том, что на пролонгацию проведение конкурса не нужно, и каковы риски ответственности для Банка.

Ответ

Согласно ч.3 ст.18 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» изменение и расторжение договоров об оказании финансовых услуг, заключенных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами в порядке, установленном настоящей статьей, допускаются в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При этом, из положений Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не следует о возможности пролонгации договора об оказании финансовых услуг, как это предусмотрено, например, в отношении договоров аренды (ч.9 ст.17.1 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Продление срока договора, по сути есть изменение договора, и в соответствии с ч.3 ст.18 ч.3 ст.18 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» допускается в порядке, которые установлены Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. Закон N 94-ФЗ не предусматривает такого способа заключения контракта, как пролонгация.

Также при пролонгация срока действия договора может быть квалифицирована как заключение нового договора (п. 10 Информационного Письма от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Все же необходимо заметить, что согласно Письму ФАС РОССИИ от 21.02.2007 № ИА/2168 (п.14) предусматривает, что в случае если субъектом, указанным в статье 18 Закона о защите конкуренции, до момента вступления в силу данного Закона был проведен тендер, предусматривающий отбор финансовых организаций для оказания услуг на период более года, и был заключен договор, обязывающий пролонгировать его на новый срок на тот период, который был определен условиями тендера, то такой договор об оказании финансовых услуг может быть пролонгирован и проведение для этого нового конкурса/аукциона, предусмотренного статьей 18 Закона о защите конкуренции, не требуется.

В свою очередь, если субъектом, указанным в статье 18 Закона о защите конкуренции, до момента вступления в силу данного Закона был проведен тендер, предусматривающий отбор финансовых организаций для оказания услуг на период более года, но заключенный по итогам такого тендера договор не предусматривает обязанности пролонгировать его на новый срок на тот период, который был определен условиями тендера, то такой договор об оказании финансовых услуг не может быть пролонгирован без проведения нового конкурса/аукциона, предусмотренного статьей 18 Закона о защите конкуренции.

Данные разъяснения ФАС, допускающих пролонгацию договоров, в случае наличия данных условий в самом договоре, имеют место в отношении договоров заключенных до введения в силу Закона о защите конкуренции, что подтверждает и судебная практика (Постановление ФАС СЗО от 25.11.2009 № А42-1610/2009).

Следуя аналогии данных разъяснений в отношении договоров заключенных после вступления в силу Закона о защите конкуренции, можно сделать вывод, что пролонгация договора возможна в случае предусмотренного условия о пролонгации в самом договоре. В случае отсутствия в договоре условия о пролонгации, существуют правовые риски. Однако следует признать, что официальные разъяснения ФАС по данному вопросу отсутствуют.

Правовые риски заключения договора с нарушением законодательства — признание данного договора ничтожным и привлечение к административной ответственности (Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности предусматривает административную ответственность, статья 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

  • ПИСЬМО ФАС РОССИИ от 21.02.2007 № ИА/2168 «О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона „О защите конкуренции“»

" 14. Возможность пролонгации договоров, заключенных по итогам тендеров, проведенных до вступления в силу Закона о защите конкуренции и предусматривающих оказание финансовых услуг в течение нескольких лет.

Данный вопрос обусловлен тем, что до вступления в силу Закона о защите конкуренции существовала возможность проведения тендеров по отбору финансовых организаций для заключения договоров на период, превышающий один год (например, три года, пять лет). Сведения о том, что отбор финансовых организаций осуществляется для оказания услуг на период более года, содержались в условиях тендера. Соответственно, договор об оказании финансовых услуг мог заключаться на год и в последующем пролонгироваться на новый срок на тот период, который был определен условиями тендера.

Исходя из положений пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (см. ответ на 10 вопрос), представляется обоснованной следующая позиция.

В случае если субъектом, указанным в статье 18 Закона о защите конкуренции, до момента вступления в силу данного Закона был проведен тендер, предусматривающий отбор финансовых организаций для оказания услуг на период более года, и был заключен договор, обязывающий пролонгировать его на новый срок на тот период, который был определен условиями тендера, то такой договор об оказании финансовых услуг может быть пролонгирован и проведение для этого нового конкурса/аукциона, предусмотренного статьей 18 Закона о защите конкуренции, не требуется.
В свою очередь, если субъектом, указанным в статье 18 Закона о защите конкуренции, до момента вступления в силу данного Закона был проведен тендер, предусматривающий отбор финансовых организаций для оказания услуг на период более года, но заключенный по итогам такого тендера договор не предусматривает обязанности пролонгировать его на новый срок на тот период, который был определен условиями тендера, то такой договор об оказании финансовых услуг не может быть пролонгирован без проведения нового конкурса/аукциона, предусмотренного статьей 18 Закона о защите конкуренции."

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль