Платежный терминал для оплаты оказанных нами услуг

395

Вопрос

Нам хотелось бы поставить платежный терминал, для оплаты физическими лицами оказанных Нами услуг. Что требуется для регистрации данного терминала в Налоговых органах? Необходимо ли открывать специальных счет для данной деятельности? Существуют ли какие-либо тонкости при использовании терминала оплаты?

Ответ

При организации деятельности по приему денежных средств от физических лиц через платежные терминалы необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ и Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 161-ФЗ платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Законом № 103-ФЗ.

Согласно ст. 1 Закона № 103-ФЗ он регулирует, в частности, отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 2 Закона № 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Законом № 103-ФЗ предусматривается два вида платежных агентов: оператор и платежный субагент.

Оператор по приему платежей — это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.

Платежный субагент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Другими словами, это лицо, которое приобрело терминал и принимает деньги от граждан. Договор, заключенный между платежным субагентом и оператором, по своей природе является агентским договором и регулируется нормами гл. 52 Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом № 103-ФЗ.

Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ, ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона № 103-ФЗ).

Следовательно, терминал (правильнее не терминал, а ККТ, входящий в состав терминала) надо поставить на учет по месту учета организации в качестве налогоплательщика (ст. 4, 5 Закона № 54-ФЗ).

Для регистрации ККТ в налоговую подаются следующие документы:

— заявление и его копия по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@;

— паспорт ККТ, подлежащей регистрации территориальной налоговой инспекцией;

— договор о технической поддержке ККТ, заключенный с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техподдержку, включая поставку запасных частей, или с центром технического обслуживания, уполномоченным поставщиком.

Также платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (п. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). При этом ч. 16 и 17 ст. 4 Закона № 103-ФЗ установлен режим специального банковского счета платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности зачисления денежных средств на специальный банковский счет со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами (в том числе конверсионных счетов).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ

"Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику.

2. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;

эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами*.

<...>

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

1_1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна:

быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;иметь паспорт установленного образца*".

2. Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ

«Статья 4. Условия осуществления приема платежей

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (часть дополнена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:1) адреса места приема платежей;2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;3) наименования поставщика;4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;6) способов подачи претензий;7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей*.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов* (часть в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета)* (часть в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ)

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 годаФедеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ)

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ)".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.