Отказ в осуществлении кадастрового учета лесного участка расположенного в водоохранной зоне

53

Вопрос

Не могли бы Вы прислать ссылку на судебную практику "отказ в осуществлении кадастрового учета лесного участка расположенного в водоохранной зоне".

Ответ

Судебная практика по данным спорам представлена в решениях Самарского районного суда г. Самары от 08.10.2014 № 2-2450/2014, от 08.04.2014 № 2-942/2014, от 09.10.2013 № 2-2136/2013.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Постановление ФАС УО от 11.02.2014 № А60-12033/2013

«В письме от 21.12.2012 администрация сообщила главе крестьянского (фермерского) хозяйства о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку он находится на территории лесного квартала № 19 городских лесов городского округа Ревда, а также частично расположен в водоохранной зоне Ново-Марининского водохранилища.*

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства направила в адрес администрации письмо, в котором ссылаясь на незаконность изложенных в письме от 21.12.2012 оснований для отказа в предоставлении земельного участка, повторно просила утвердить схему расположения земельного участка и предоставить его в аренду сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

В письме от 28.02.2013 администрация сообщила заявителю о том, что договор аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства заключается по результатам аукциона, который администрация не намерена проводить, так как согласно материалам лесоустройства 2003 г. лесной участок, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок, находится в водоохраной зоне, при этом в отношении таких участков приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 509 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" установлен запрет ведения сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства. Вместе с тем для размещения ульев и пасек предоставляются лесные участки, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесной растительностью землях, к категории которых испрашиваемый участок не относится.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, полагая, что отказ администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка (сельскохозяйственного назначения) как глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким федеральным законом является Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Из п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Исходя из приведенных норм права, ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является специальной, устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок испрашивается в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, для решения вопроса о его предоставлении в аренду необходимо учитывать требования специального законодательства.

В силу п. 1 ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Согласно п. 3 ст. 12 названного Закона орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

На основании п. 4 ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В обоснование отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду и согласовании схемы расположения данного участка администрация сослалась на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного квартала № 19 городских лесов городского округа Ревда, а также частично расположен в водоохранной зоне Ново-Марининского водохранилища.

Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

На основании п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие; ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из положений ст. 77101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 6769 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Как следует из кадастрового плана территории от 23.12.2012 испрашиваемый главой крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства.

Доказательств, подтверждающих перевод в установленном законом порядке спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, в материалы дела не представлено.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в том числе материалы лесоустройства 2003 г., постановление администрации от 10.04.2009 № 632, выписку из реестра городских лесов от 23.12.2009, суды установили, что лесные участки общей площадью 3083, 2 га, включая квартал 19 выделы 7 - 20 (в границах которого находится спорный участок) расположены на землях сельскохозяйственного назначения; данные лесные участки в установленном законом порядке не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены.

Судами принято во внимание, что материалы лесоустройства 2003 г. изготовлены по результатам лесоустройства, проводившегося в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265, применявшейся при проведении лесоустройства, в том числе в отношении лесов, не входящих в лесной фонд.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Иного администрацией не доказано.

Судами также рассмотрены и отклонены ссылки администрации в обоснование законности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на нахождение участка в водоохраной зоне Ново-Мариинского водохранилища.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Как верно отмечено судами, приведенные нормы Водного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на предоставление земельных участков в водоохранных зонах, указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий.

С учетом изложенного, поскольку заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, содержание письма от 22.11.2012 свидетельствует об его обращении к администрации с заявлением о предоставлении участка в порядке, предусмотренном положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", главой крестьянского (фермерского) хозяйства осуществлены все необходимые действия для приобретения земельного участка в аренду, суды правомерно признали оспариваемый отказ администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя».

08.07.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.