Хотим заключить дестибюторское соглашение с иностраным инвестором

14

Вопрос

Хотим заключить дестибюторское соглашение с иностраным инвестором, который будет поставлять товар, а мы реализуем его на российском рынке, делаем рекламу, привлекаем покупателей и т.д. Так же мы приобретаем исключительное право на товар.Вопрос 1: Заключение такого соглашения будет ли считаться нарушением конкуренции и смогут ли нас привлечь ФАС к ответственности за возможно монополизм. так как только мы имеем исключительное права на товар.Вопрос 2 есть ли какие либо исключения таки как: получение согласи от ФАС? Ели да то что для это нужно? Либо уведомление ФАС. РФ существует запрет: не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи, что существенно ограничивает применение дистрибьюторских договоров, которыми дистрибьютору (дилеру) запрещено продавать конкурирующие товары на договорной территории. Вместе с тем, кроме " вертикальных" соглашений с учетом долевого лимита рынка существует еще одно исключение - соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя. как оно применятся в данном случае? + судебная практика во вопросу.

Ответ

Для того, чтобы попасть под антимонопольное регулирование необходимо чтобы указанный инвестор являлся монополистом (доля на рынке превышала 20-ти процентов). Речь в данном случае не идет об одном конкретном товаре от одного производителя, а именно должна быть соответствующая доля на рынке автомобилей, телефонов, сыров и т.д.

Если этих обстоятельств нет, то договоры, в которых стороны указали, что поставка товара является эксклюзивной и поставщик не имеет права поставлять и/или предлагать товар иным лицам, кроме покупателя, является обычной сделкой в гражданском обороте (см. Постановление ФАС МО от 10.11.2011 № А40-55178/2010)

Если же инвестор попадает под данное регулирование, то каких-либо исключений антимонопольное законодательство не устанавливает. То есть какой-либо процедуры, позволяющей ФАС выдать согласие в исключительных случаях нет.

Нижеприведенная рекомендация раскрывает подробно возможность включения условий об эксклюзивности в соответствующие договоры, включая случаи, когда запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца (поставщика) или производителя. С учетом судебной практики, касающейся того, что все же имеется риск признания условия о запрете на реализацию товаров конкурентов нарушающим антимонопольное законодательство (см. Постановление 9 ААС от 05.12.2012 № А40-79104/12-139-753).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Условия дилерского договора о цене, территории и запрете на работу с конкурентами: риски для дилера

«Случаи, когда в дилерском договоре допускаются условия о цене и территории перепродажи товара и запрете реализации товаров конкурентов

Чтобы оценить возможность включения в дилерский договор того или иного условия, необходимо учесть запреты и ограничения, которые установлены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Это связано с тем, что дилерские договоры подпадают под понятие «вертикальных» соглашений.

В дилерском договоре можно установить все перечисленные условия (о цене и территории перепродажи, запрете реализации товаров конкурентов) в любом из следующих случаев.*

1. Дилер входит в одну группу с поставщиком (производителем). При этом должен иметь место контроль одной стороны договора в отношении другой стороны либо обе стороны должны находиться под контролем одного лица. Контроль в данном случае означает возможность прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другой стороной. Это возможно через:

  • распоряжение более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица,
  • и (или) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 11 и пунктом 6 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.

Стоит отметить, что если дилер и поставщик удовлетворяют всем перечисленным условиям, то они не ограничены в определении условий дилерских договоров.

2. Доля дилера и поставщика на любом товарном рынке не превышает 20 процентов (ч. 2 ст. 12 Закона о защите конкуренции). При этом на практике суды учитывают долю на рынке того товара, в отношении которого заключено соглашение (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2011 г. по делу № А19-23635/10). Определение долей производится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220. Причем если дилер (как и поставщик) не согласен с результатами исследования рынка, то имеет право представить доказательства допустимости заключенного соглашения (ч. 6 ст. 11 Закона о защите конкуренции)».

23.06.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль