Права потребителя

12

Вопрос

ОАО выпускает продукцию из мяса свинины. Имеется цех убоя и переработки мяса. Поставляет мясную продукцию покупателям - различным ПАО, ООО, которые продают закупленную у ОАО продукцию уже в своих магазинах розничной торговли (например, это ООО "Лента"). Если выявлена некачественная продукция в течение продажи в магазине, кто устанавливает, что продукция некачественная? Несет ли ОАО-поставщик ответственность за качество после сдачи продукции ООО-покупателю? Если покупатель из магазина заявит, что купил некачественный продукт, кто несет ответственность: ОАО-поставщик или ООО-покупатель (ведь ОАО-поставщик сдал товар ООО-покупателю по накладной, право собственности перешло в момент передачи, как хранится продукция в магазине ОАО-поставщик не знает...)?

Ответ

Само регулирование отношений по поставке ограничивается только непосредственными отношениями покупатель-продавец. Так, в соответствии со ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику следующие требования по своему выбору:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Что же касается потребителей, то законодательство позволяет потребителю (розничному покупателю) обращаться с со своими требованиями как к непосредственно розничному ритейлеру (магазину), так и к указанному на упаковке производителю (см. Апелляционное определение Иркутского областного суда от 14.10.2015 № 33-9073/2015). То есть продав указанный товар в магазины (даже через посредников), производитель освобождается от ответственности перед потребителем.

Качество же продукции устанавливается путем экспертизы. Если экспертиза укажет то, что вина лежит на продавце (неправильное хранение), то ответственность будет нести только сам продавец.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара

«Какие претензии можно предъявить поставщику

Требования, которые покупатель может предъявить поставщику, зависят от многих факторов. Их можно сгруппировать следующим образом.

1. Нарушения требований к качеству не являются существенными, и недостатки не были оговорены продавцом

В такой ситуации покупателю стоит потребовать (п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 475 ГК РФ):

2. Нарушения требований к качеству являются существенными

Тогда покупателю стоит (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ):

При этом необходимо, чтобы недостатки действительно являлись существенными. Если суд придет к выводу, что они таковыми не являются, то в удовлетворении иска будет отказано».

21.06.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль