Повышение квалификации работников

236

Вопрос

Согласно приказа 287 от 28.08.2015 Минтранса транспортному предприятию необходимо провести повышение квалификации диспетчеров и других работников связанный с безопасностью. Вопрос 1. организовывать обучение должно предприятие? 2. Обязательно ли в рабочее время должны проходить обучение работники? 3. А если работник отказывается пройти повышение квалификации что делать работодателю.

Ответ

1. Да, организовать обучение должно предприятие (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

2. Да, повышение квалификации может проходить только в рабочее время, как с отрывом от производства, так и совмещая работу и повышение квалификации. Это объясняется тем, что работник выполняет свои трудовые обязанности в рабочее время (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

Время отдыха работник использует по своему усмотрению, и не обязан выполнять какие-либо распоряжения работодателя (за исключением предусмотренных законом случаев привлечения сотрудника к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни без его согласия) (ст. 106 ТК РФ).

3. Повышение квалификации не является трудовой обязанностью работника (ст. 21 ТК РФ). Ст. 197 ТК РФ так же утверждает данную позицию. Иных толкований быть не может.

В случае отказа работника пройти повышение квалификации необходимо зафиксировать данный факт. Например, отобрать объяснительную. В случае отказа объясниться, оформите акт с участием не менее 2-х работников. В совокупности с приказом о направлении работников на повышение квалификации это будет служить подтверждением надлежащего исполнения своих обязанностей работодателем.

Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он может быть уволен в соответствии с действующим законодательством о труде (программа Минтранса России от 02.10.2001 № РД-26127100-1070-01).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист», «Справочной системы «Охрана труда»».

Статья. Обязан ли работодатель проводить занятия по повышению квалификации водительского состава?

«Обязательность повышения квалификации водителей установлена ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (утв. Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.):

  • Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР № СВ-13/76 от 07.04.80, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом № 82-ц от 13.09.83 Минавтотранса РСФСР.
  • Территориальным управлениям и предприятиям необходимо иметь план (график) проведения занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом (40-часовая программа), так и без отрыва (40-часовая программа) от производства, определить в них круг лиц, ответственных за организацию и проведение этапов занятий.
  • Ежегодные занятия с водителями в предприятиях проводятся в течение 40 часов без отрыва от производства. В течение года обучение по программе этих занятий должен пройти весь численный состав водителей предприятия.

В Программе ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий РД-26127100-1070-01 (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) дается ссылка на программы ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях, которые были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31 марта 1987 г. № АП-14/118.

Т.е. в настоящее время можно повышать квалификацию водителей как по 40 часовой, так и по 20 часовой программе.

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, при проведении практических занятий - до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он может быть уволен в соответствии с действующим законодательством о труде.

Кроме того, приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».*

2.Статья. С какой периодичностью работодатель обязан направлять водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, на повышение квалификации?

«Частью 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ определено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Приказом Минтранса России от 22 июня 1998 г. № 75 утверждены Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Как следует из указанных Квалификационных требований, специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Следовательно, организация обязана направлять водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, на повышение квалификации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет».*

09.06.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль