О национальном режиме

55

Вопрос

Вопрос: при заключении контракта на поставку тепловой энергии с единственным поставщиком на стадии планирования. Нужно ли предусматривать турецкие меры? Если да, то должен ли единственный поставщик предоставлять вместе с контрактом, какие-либо документы в подтверждение?

Ответ

Да, нужно, так как установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вне зависимости от выбранного заказчиком способа закупки.

В подтверждение того, что контрагент не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, могут быть представлены копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и сведения о бенефициарах.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Госзаказ».

Применение Постановления № 1457 при закупках по Закону № 44-ФЗ

«В настоящий момент позиции по вопросу применения постановления Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1457"О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее – Постановление № 1457) ФАС России и Минэкономразвития России различаются, но в ближайшее время данные органы должны разработать единую позицию.

Так, в своих письмах Минэкономразвития России указывает, что запрет, установленный Постановлением № 1457 , соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) (письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-353, письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-355). Главным аргументом является то, что в Постановлении № 1457 нет отсылки на ст. 14Закона № 44-ФЗ. Минэкономразвития России приходит к выводу, что Постановление № 1457 устанавливает обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данные требования должны быть установлены заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.*

Позиция ФАС России (и его территориальных органов) иная (решение УФАС по Чувашской республики от 24 февраля 2016 года № 06-04/1024 по делу № 20-К-2016, решение Ростовского УФАС России 5 февраля 2016 г. по делу № 156/03, решение Рязанского УФАС России от 12 февраля 2016 г. по делу № 40-03-1/2016 , решение Рязанского УФАС России от 3 марта 2016 г. по делу № 63-03-1/2016, решение Новгородского УФАС России от 19 февраля 2016 г. по жалобе Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев", решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 марта 2016 г. по делу № 04-01/56-2016, решение ФАС России от 4 февраля 2016 г. по делу № К–149/16 ). Мы также придерживаемся позиции ФАС России, так как то, что в Постановлении № 1457 нет отсылки на ст. 14 Закона № 44-ФЗ, не означает, что оно не регулирует отношения, связанные с национальным режимом. Необходимо обратить внимание, что Постановление № 1457 не отсылает на Закон № 44-ФЗ , так как оно должно применяться не только заказчиками по Закону № 44-ФЗ .

Также, во-первых, Постановление № 1457 действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее – Указ № 583), который, в свою очередь, издан в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с Федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности".

Во-вторых, несмотря на то, что в самом Постановлении № 1457 не указано, что данное Постановление № 1457принято во исполнение ст. 14 Закона № 44-ФЗ, Постановление № 1457 устанавливает запрет на допуск отдельных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что соответствует ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ может быть установлен запрет на допуск работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок, а не устанавливает ограничения допуска юридических лиц, перечисленных в Постановлении № 1457 .

Обращаем внимание, что в настоящее время в этих ведомствах уточняется позиция по применению Постановления № 1457 и как только она будет определена, мы оперативно разместим ее в системе и оповестим заказчиков об этом.

До выработки единой позиции советуем придерживаться позиции УФАС России или ФАС России, так как данные органы являются контрольными органами в сфере закупок, и они могут привлекать к административной ответственности».

01.06.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль