Качество работ по договору строительного подряда

44

Вопрос

Каков предельный срок обнаружения дефектов по договорам строительного подряда и в случае выявления, какой порядок.

Ответ

Для предъявления требований относительно качества строительных работ действуют общие правила. Есть только одна особенность, причем она выгодна заказчику. Предельный срок для предъявления претензий составляет пять лет с момента передачи результата работ (а не два года, как установлено в общих нормах о подряде).

Если стороны не установили в самом договоре гарантийный срок и иные сроки для предъявления требований по качеству результата работы (а также если они не установлены законом или обычаями), то будет действовать следующее правило. Чтобы заказчик смог предъявить требования, недостатки результата работы должны быть обнаружены в разумный срок, но в пределах пяти лет со дня передачи результата работы (ст. 756 ГК РФ). То же самое касается и ситуации, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее пяти лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах пяти лет с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком. В обоих случаях отличие от общих правил о подряде состоит в том, что указанный предельный срок составляет не два года, а пять лет.

Чтобы предъявить подрядчику перечисленные выше требования, заказчику нужно документально зафиксировать недостатки. Для этого он может:

Кроме того, доказательствами некачественных работ может послужить переписка сторон, а также гарантийное письмо подрядчика об устранении недостатков в работе (определение ВАС РФ от 15 апреля 2010 г. № ВАС-3741/10).

Подробно об этом см. Рекомендацию: Как предъявить подрядчику претензии по качеству выполненных работ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Какие требования и в какой срок можно предъявить к подрядчику относительно качества строительных работ

«Заказчику может потребоваться предъявить подрядчику претензии, связанные с качеством работ. Это может оказаться необходимым для того, чтобы:

  • устранить выявленные недостатки,
  • взыскать с подрядчика причиненные убытки,
  • заменить непригодный результат работы
  • или обосновать уменьшение размера оплаты (в ситуации когда подрядчик не согласен с таким снижением и пытается взыскать оплату через суд).

При предъявлении к подрядчику претензий относительно качества выполненных строительных работ заказчик должен прежде всего исходить из специальных положений, установленных для договора строительного подряда. Однако ему нужно учитывать также общие правила, определенные для договора подряда относительно срока обнаружения ненадлежащего качества результата работы (п. 1–5 ст. 724 ГК РФ), срока исковой давности, гарантии качества работы (ст. 722 ГК РФ). Подробнее об этих общих правилах, установленных для договора подряда, см. Как предъявить подрядчику претензии по качеству выполненных работ.

В какой срок можно предъявить к подрядчику требование относительно качества строительных работ

Для предъявления требований относительно качества строительных работ действуют общие правила. Есть только одна особенность, причем она выгодна заказчику. Предельный срок для предъявления претензий составляет пять лет с момента передачи результата работ (а не два года, как установлено в общих нормах о подряде).

Если стороны не установили в самом договоре гарантийный срок и иные сроки для предъявления требований по качеству результата работы (а также если они не установлены законом или обычаями), то будет действовать следующее правило. Чтобы заказчик смог предъявить требования, недостатки результата работы должны быть обнаружены в разумный срок, но в пределах пяти лет со дня передачи результата работы (ст. 756 ГК РФ). То же самое касается и ситуации, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее пяти лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах пяти лет с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком. В обоих случаях отличие от общих правил о подряде состоит в том, что указанный предельный срок составляет не два года, а пять лет.

При обнаружении в течение гарантийного срока недостатков заказчик должен заявить о них подрядчику в разумный срок по их обнаружении.

Как определить продолжительность такого разумного срока?

Как правило, в договоре стороны устанавливают срок приемки результата работы, в течение которого заказчик должен подписать акт сдачи-приемки работы или заявить о недостатках. Если такой срок стороны не установили, то, как и в общем случае, он может определяться «обычным способом приемки», то есть тем количеством дней, в течение которых обычно происходит приемка работы (исходя из практики подрядчика с другими заказчиками). Отличие только в том, что в рамках строительного подряда могут быть свои по продолжительности «обычные способы приемки», отличающиеся от других видов подряда. Само по себе нарушение этого срока не лишает заказчика права предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 марта 2008 г. по делу № А56-14338/2007)».

01.06.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль