Закупка у единственного поставщика

175

Вопрос

Был заключен договор на энергоснабжение организации, но до 400 тыс. руб. По какому пункту ст. 93 ФЗ-44 следует считать закупку у единственного поставщика - по п.1 - как субъект монополии или по п.5 - до 400 тыс. ТТ.к. до 400 тыс. не размещаем в система ЕИС, а как субъект монополии необходимо за 5 дней до заключения договора разместить в ЕИС?

Ответ

Если Вы имеете право проводить закупку по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, то независимо от того, что закупка проводится у монополиста, Вы можете заключить контракт до 400 тысяч рублей по данному пункту. Аналогичной логика разъяснена в письмах Минэкономразвития России от 07.12.2015 г. № Д28и-3554от 12.03.2015 г. № Д28и-658, от 28.01.2015 г. № Д28и-169.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист», «Системы Главбух».

Рекомендация. Как проводить закупки у единственного поставщика.

«Малые закупки.

К малым закупкам относятся два случая – закупки до 100 000 руб. и до 400 000 руб. Причем в этих случаях можно как заключать письменные контракты, так и проводить закупки через подотчетников. Так, можно выдавать сотрудникам наличные под отчет на покупку:

  • материальных запасов и основных средств (хозяйственных или канцелярских товаров, запасных частей, ГСМ);
  • работ или услуг (ремонт оргтехники, транспортных средств) и т. д.

Это подтверждает и Минэкономразвития России в письме от 15 июля 2015 г. № Д28и-2150.

Рассмотрим каждое основание для заключения контракта подробнее.

1. Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. Это самые распространенные и актуальные закупки среди заказчиков. Но по ним установлен лимит.

Учреждение вправе самостоятельно выбрать вариант расчета лимита:

  • 5 процентов совокупного годового объема закупок (СГОЗ), но не более 50 млн руб. в год. Этот вариант подходит учреждениям, СГОЗ у которых составляет более 40 млн руб.;
  • 2 млн руб. в год – если СГОЗ учреждения меньше 40 млн руб.

Важно: независимо от способа расчета лимита включите в него только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году.

При расчете СГОЗ нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год. В том числе и средства на контракты, которые заключили до 1 января 2016 года, но оплачивать будете в текущем году. А средства по элементам видов расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся, при расчете не учитывайте. В частности, это КВР 111112119310.

Также это правило распространяется на долгосрочные контракты, в которых выделены этапы. То есть стоимость каждого этапа учитывайте в СГОЗ того года, в котором прошла его оплата.

Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 16 ноября 2015 г. № Д28И-3349от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062пункте 2 письма Минэкономразвития России от 4 марта 2015 г. № Д28и-506. Несмотря на то что в последнем письме рассмотрен порядок расчета объема закупок у СМП и СОНКО, данный в нем расчет СГОЗ распространяется на все случаи, когда применяется совокупный годовой объем.

Стоит отметить, что рассчитанный по этим правилам лимит малых закупок действует также и для закупок в рамках гособоронзаказа. Считать отдельно лимит в рамках оборонного заказа или вне его рамок не нужно. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Учтите, если ранее лимит был рассчитан исходя из 5 процентов совокупного годового объема, а в настоящее время принято решение об общей сумме таких закупок в размере 2 млн руб., то также надо внести изменения в план-график.

Пример, как выбрать расчет лимита малых закупок.

Утвержденный размер финансирования ГУ НИИ «Альфа» на 2016 год составил 7 000 000 руб.

Так как у «Альфы» 5 процентов совокупного годового объема составляют 350 000 руб. (7 000 000 руб. × 5%), контрактный управляющий Глебова приняла решение применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит 2 млн руб.

1 марта 2016 года на основании решения учредителя «Альфе» было выделено дополнительное финансирование в сумме 63 000 000 руб.

Контрактный управляющий определил, что в связи с изменением объема финансирования стало выгоднее применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит в размере 5 процентов от совокупного годового объема закупок. По расчетам контрактного управляющего лимит составил:

(7 000 000 руб. + 63 000 000 руб.) × 5% = 3 500 000 руб.

В связи с этим по закупкам, которые планировалось проводить конкурентными способами, теперь возможно заключить контракт с единственным поставщиком. Глебова внесла соответствующие изменения в план-график.

Обратите внимание, что такие ограничения не распространяются на закупки для муниципальных нужд сельских поселений. То есть учреждения-заказчики, расположенные на территориях сельских поселений, вправе проводить закупки по данному пункту только до 100 000 руб. А вот общая сумма таких контрактов за год для них не ограничена. При этом проводить такие закупки могут только администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения.

Также особый порядок расчета годового лимита малых закупок до 100 000 руб. может быть установлен для госорганов, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ. В этом случае расчет ограничения малых закупок производится отдельно по каждому госоргану.

Такие правила установлены пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-Ф, а в части закупок для сельских поселений дополнительно разъяснено в письмах Минэкономразвития Росси от 29 января 2015 г. № ОГ-Д28-1629 и от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.

Ситуация: нужно ли включать в 5-процентный лимит малых закупок в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), произведенные по другим основаниям

Нет, не нужно. В 5-процентный лимит малых закупок (до 100 000 руб.) закупки у единственного поставщика, произведенные по другим основаниям, не включайте. Объясняется это так.

Заказчик проводит закупки у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) строго в установленных случаях. Каждый случай в отдельности имеет свои особенности. Так, малые закупки товаров (работ, услуг) до 100 000 руб. заказчик вправе проводить на общую сумму, которая не должна превышать 2 млн. руб. или 5 процентов от совокупного годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если заказчик рассчитывает общую сумму закупок от их совокупного годового объема, то данное ограничение по сумме контрактов на год имеет отношение исключительно к закупкам, которые заказчик проводит на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Таким образом, суммы контрактов по другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в 5-процентном лимите малых закупок до 100 000 руб. не учитывайте.

Кстати, даже если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, вы все равно можете по желанию заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.). Такая позиция высказана в письмах Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № Д28и-3554от 12 марта 2015 г. № Д28и-658от 28 января 2015 г. № Д28и-169.

2. Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить:

  • образовательные учреждения, которые в качестве основного вида деятельности реализуют образовательную деятельность на основании лицензии (п. 18 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • учреждения культуры, уставные цели которых – сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • другие учреждения, а именно: зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный, природный или ландшафтный парк, театр, концертное или телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом (дворец) культуры, клуб, библиотека, архив.

При этом нужно соблюдать установленные ограничения: закупки не должны превышать 50 процентов от СГОЗ и составлять не более чем 20 млн руб. в год. Важно: в 50 процентов от СГОЗ включите только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году.

Об этом сказано в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062от 10 апреля 2015 г. № Д28и-998от 6 апреля 2015 г. № Д28и-949.

Стоит отметить, что учреждения вправе проводить закупки у единственного поставщика на сумму как до 100 000 руб., так и до 400 000 руб. Такие контракты будут считаться заключенными по разным основаниям (подп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1363.

Главбух советует: Чтобы проконтролировать ограничения, которые установлены для малых закупок, можно вести раздельный учет контрактов на суммы до 100 000 руб. и до 400 000 руб.*

Ситуация: вправе ли образовательное учреждение «Детский дом» заключать контракты с единственными поставщиками до 400 000 руб. (по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Основной вид деятельности – предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а дополнительный – оказание на основании лицензии образовательных услуг

Да, вправе. Такую позицию высказывают специалисты Минэкономразвития России в частных разъяснениях. Объяснения тут следующие.

Из буквального толкования пункта 5 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ следует, что заключать контракты с единственным поставщиком на сумму до 400 000 руб. имеют право, помимо прочих, государственные (муниципальные) образовательные учреждения.

При этом процесс образования включает в себя как обучение, так и воспитание гражданина (п. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). А в компетенцию образовательного учреждения «Детский дом» как раз входит воспитание и обучение подопечных. Причем на ведение образовательной деятельности учреждение имеет соответствующую лицензию.

Кроме того, учреждение зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРЮЛ с формулировкой в уставе «Образовательное учреждение "Детский дом"». А как известно, при подаче документов на регистрацию регистраторами досконально проверяются учредительные и другие документы. То есть статус образовательного учреждения является законным.

Исходя из вышеизложенного следует, что образовательное учреждение «Детский дом», предоставляющее социальные услуги, а наряду с ними и образовательные (на основании соответствующей лицензии), имеет право применять пункт 5 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ».

17.05.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.