Спор о взыскании денежной суммы

43

Вопрос

Между Подрядчиком и Заказчиком намечается арбитражный спор о взыскании денежной суммы за выполненные, но не оплаченные подрядные работы. Акты все подписаны. Договором предусмотрен претензионный порядок, вследствие чего, ответ на претензию необходимо направить в течение 10 рабочих дней с момента ее получения. Претензия была направлена ценным письмом с описью вложения. Однако Заказчик уклоняется от ее получения. Письмо находится на почте. Имеет ли право, в таком случае, Подрядчик не дожидаясь окончания срока хранения письма (30 дней) обратиться в арбитражный суд с иском?

Ответ

Да. Имеет.

Если стороны согласовали срок ответа на претензию, а ответ не получен, то сторона вправе обратиться в суд по истечению данного срока.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (ст.165.1 ГК РФ). П.63 постановления Пленума ВС РФ, ВС РФ от 23.06.2015 № 25.

Суды в таких случаях констатируют факт направления претензии истцом. постановление 13 ААС от 16.05.2011 № А56-73295/2010).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.06.2015 № 25.

«63. По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу. При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).

Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).

64. Правила статьи 165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (пункт 2 статьи 165.1 ГК РФ).

Договором может быть установлено, что юридически значимые сообщения, связанные с возникновением, изменением или прекращением обязательств, основанных на этом договоре, направляются одной стороной другой стороне этого договора исключительно по указанному в нем адресу (адресам) или исключительно предусмотренным договором способом. В таком случае направление сообщения по иному адресу или иным способом не может считаться надлежащим, если лицо, направившее сообщение не знало и не должно было знать о том, что адрес, указанный в договоре является недостоверным.

65. Если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети "Интернет" информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).

66. В юридически значимом сообщении может содержаться информация о сделке (например, односторонний отказ от исполнения обязательства) и иная информация, имеющая правовое значение (например, уведомление должника о переходе права (статья 385 ГК РФ).

67. Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

68. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное».*

2.Рекомендация. Как ответить на претензию.

«Срок ответа на претензию.

Лицо, получившее претензию, должно сообщить предъявителю претензии о результатах ее рассмотрения в срок, предусмотренный законом, договором или указанный в самой претензии, а при его отсутствии – в разумный срок.

Отсутствие ответа на претензию по общему правилу приравнивается к несогласию получателя претензии с изложенными в претензии требованиями и, соответственно, к отказу от их исполнения. Это может оказаться важным для случаев, когда закон или договор устанавливают обязательный досудебный претензионный порядок. Отправителю претензии будет достаточно дождаться, когда истечет срок для ответа, установленный им самим или же законом, и сразу после этого он сможет обратиться в суд с иском.

В то же время в договоре может быть указано, что отсутствие ответа на претензию в течение определенного срока со стороны контрагента расценивается как согласие с предъявленными требованиями. Это важно для тех случаев, когда отправитель претензии предупреждает, что из-за того или иного нарушения со стороны контрагента собирается предпринять какие-то определенные действия (например, приостановить выполнение работ или отгрузку товара). Молчание адресата претензии будет означать, что он согласился с этими действиями».*

3.Статья. Контрагент заявляет о нарушении претензионного порядка. Как предотвратить оставление иска без рассмотрения.

«Нарушение контрагентом срока ответа на претензию. Если в законе или договоре не предусмотрен срок ответа на претензию, то игнорирование претензии контрагентом никак не повлияет на рассмотрение дела. Судебная практика, свидетельствующая об обратном, просто отсутствует. Однако компания, заинтересованная в соблюдении контрагентом претензионного порядка, может заранее установить в договоре меры ответственности (например, неустойку за просрочку или непредставление ответа в срок). Тогда в случае нарушения контрагентом сроков для ответа заявитель претензии будет вправе взыскать такую неустойку в судебном порядке (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 по делу № А56-73295/2010).*

Факт отсутствия ответа на претензию скорее будет для суда лишним доказательством добросовестности истца и ненадлежащего поведения ответчика. Однако на решение суда по существу спора это вряд ли как-то повлияет. Как правило, суды в таких случаях констатируют факт направления претензии истцом, содержащей требования, которые в дальнейшем ложатся в основу искового заявления, а также факт неисполнения данных требований ответчиком. Далее суд рассматривает спор по существу исходя из имеющихся в деле доказательств. Между тем, если в договоре отсутствуют требования к форме претензии, порядку и срокам ее направления и предоставления ответа, стороны часто указывают, что досудебный порядок урегулирования спора в договоре не предусмотрен (постановление АС Волго-Вятского округа от 25.09.2015 по делу № А43-23690/2014).

Так, в одном из дел суд рассматривал спор между двумя компаниями о взыскании задолженности и неустойки за несвоевременно оплаченные услуги. Суд установил, что исполнитель направлял заказчику претензию с требованием в определенный срок погасить задолженность за оказанные услуги и уплатить неустойку. Заказчик не исполнил предъявленные требования, что и послужило основанием для обращения исполнителя в арбитражный суд с соответствующим иском. Далее суд исследовал доказательства оказания услуг и просрочки их оплаты, обоснованности начисления неустойки в заявленном размере и другие обстоятельства спора, и в итоге удовлетворил требования истца.

Претензию лучше направить ценным письмом с описью.

Претензию лучше направить ценным письмом с описью

Иногда претензии отправляют заказным письмом с уведомлением о вручении, апеллируя к тому, что поскольку такой порядок предусмотрен для направления копий искового заявления, можно руководствоваться им при отправке претензий (ч. 3 ст. 125 АПК РФ). Однако все же лучше отправить претензию ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это исключит возможные сомнения суда в содержимом почтового отправления.

Примечательно, что, оспаривая решение суда, ответчик ссылался на то, что истец не выполнил требования о соблюдении обязательного претензионного порядка.

Суд подчеркнул, что претензионный порядок урегулирования спора можно признать установленным только в том случае, если в договоре определены конкретные требования к порядку и срокам предъявления и рассмотрения претензии. Между тем в договоре было указано лишь, что споры и разногласия, которые могут возникнуть при его исполнении, будут, по возможности, разрешаться путем переговоров между сторонами. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области. Суд счел, что в данных пунктах договора не содержится однозначного указания на обязательное направление претензий до обращения в суд, а также срок и порядок рассмотрения претензий. По этой причине, вопреки доводам ответчика, сторонами не был согласован обязательный претензионный порядок урегулирования спора. Соответственно, предварительное направление истцом претензии не являлось обязательным.

При этом суд учел, что истец все-таки направил претензию ответчику. И даже неправильное указание в тексте претензии реквизитов заключенного между сторонами договора не смутило апелляцию. Суд указал, что это техническая ошибка, которая не препятствовала определению сути претензии и урегулированию спора (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу № А27-23386/2014).

В целом суды часто квалифицируют общие формулировки в договорах типа «Стороны обязуются урегулировать споры и разногласия по настоящему договору путем переговоров; в случае неурегулирования споров, они решаются арбитражным судом в соответствии с действующим законодательством» как свидетельствующие о том, что претензионный порядок урегулирования споров договором не предусмотрен (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 по делу № А07-19465/2015)».

16.05.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.