Изъятие земель у собственника

79

Вопрос

В каких случаях у собственника земельного участка могут изъять такой земельный участок? Какова процедура изъятия земельного участка? Ответ необходимо дать со ссылками на НПА и судебную практику. В каких случаях у собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения могут изъять такой земельный участок? Какова процедура изъятия земельного участка? Как часто и какими уполномоченными лицами проводятся проверки по соблюдению требования законодательства? Какие проверки бывают (внеплановые и плановые)? Дайте подробную характеристику таким проверкам. Ответ необходимо дать со ссылками на НПА и судебную практику.

Ответ

Изъятие земель у собственника допускается в исключительных случаях для государственных или муниципальных нужд по основаниям, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а также иными федеральными законами. Более подробно см. рекомендацию «Новый порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд: изменения от 1 апреля 2015 года».

Например, возможно изъятие участка с/х назначения для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения

Это возможно в случаях, когда объекты предусмотрены утвержденными:

  • документами территориального планирования и
  • проектами планировки территории.

Нужно обратить внимание на срок, когда может быть принято такое решение – в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Решение об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд может быть принято и в иных целях, но при этом оно должно быть обосновано (п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ):

  • решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
  • международным договором РФ;
  • лицензией на пользование недрами (при изъятии участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами).

Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Это правило установлено в ст.284 ГК РФ.

Проверки юридических лиц подразделяются на плановые и внеплановые. Порядок и основания проведения данных проверок урегулированы ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ – см. также «Какие доказательства грубых нарушений проверки по закону № 294-ФЗ можно использовать в суде, чтобы оспорить постановление административного органа о привлечении к ответственности», «Какие доказательства грубых нарушений проверки по Закону № 294-ФЗ можно использовать в суде, чтобы возразить против привлечения к административной ответственности», «Как по процессуальным основаниям оспорить постановление административного органа о привлечении к ответственности».

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Изъятие земельных участков для публичных нужд;

Возмещение за изъятие земельных участков для публичных нужд. Споры о размере компенсации;Изъятие земель для государственных нужд. Основные этапы новой процедуры;

Роль юриста организации в проверках контрольно-надзорных органов (кроме налоговых);

Участвуют ли сотрудники юрдепартамента в проверках госорганов?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Новый порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд: изменения от 1 апреля 2015 года

«1 апреля 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2012 г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Этот закон определил порядок изъятия земель, а также расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В результате изменений значительно обновилось земельное законодательство:

В этом материале рассмотрим новые положения земельного законодательства, которые регулируют порядок изъятия земель и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

На каких основаниях могут изымать земельные участки для государственных или муниципальных нужд

Теперь такими основаниями стали исключительные случаи, связанные с (ст. 49 ЗК РФ):

  • выполнением международных договоров РФ;
  • строительством, реконструкцией объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (перечень таких объектов приведен в пункте 2 статьи 49 ЗК РФ).

Также изымать земли для государственных или муниципальных нужд могут в исключительных случаях по другим основаниям, предусмотренным федеральными законами.*

Какие органы принимают решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Решение об изъятии могут принимать следующие органы:

  • уполномоченные федеральные органы исполнительной власти – при изъятии участков для государственных нужд РФ (федеральных нужд);
  • уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ – при изъятии участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд);
  • органы местного самоуправления – при изъятии участков для муниципальных нужд.

В каких случаях возможно изъятие участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения

В случаях, когда объекты предусмотрены утвержденными:

  • документами территориального планирования и
  • проектами планировки территории.

Нужно обратить внимание на срок, когда может быть принято такое решение – в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Решение об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд может быть принято и в иных целях, но при этом оно должно быть обосновано (п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ):

  • решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
  • международным договором РФ;
  • лицензией на пользование недрами (при изъятии участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами);
  • решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Нельзя изымать земли, предоставленные федеральным бюджетным учреждениям, которые управляют особо охраняемыми природными территориями федерального значения.*

Кто может быть инициатором решения об изъятии земель для государственных или муниципальных нужд

Такие решения принимают уполномоченные органы (ст. 56.2 ЗК РФ):

  • как по собственной инициативе,
  • так и на основании ходатайства об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией.

В частности, с ходатайством об изъятии участка могут обратиться (п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ):

  • субъекты естественных монополий (в случае изъятия участков для размещения объектов федерального или регионального значения, указанных в статье 49 Земельного кодекса РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов);
  • организации, которые уполномочены в соответствии с нормативными актами, договорами или соглашениями либо имеют разрешения на деятельность, для обеспечения которой изымают участок;
  • недропользователи (при изъятии участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами).

Перечень организаций, которые имеют право обращаться с ходатайствами об изъятии участков для федеральных нужд, устанавливает Правительство РФ (п. 2 ст. 56.4 ЗК РФ).

Ходатайство может быть подано в отношении одного или нескольких участков. Если подано ходатайство обизъятии участков, которые еще нужно образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, к ходатайству нужно приложить схему расположения участка.

В ходатайстве об изъятии также нужно указать цель изъятия участка для государственных или муниципальных нужд.

Заявитель может подать ходатайство об изъятии и прилагаемые к нему документы в уполномоченный орган по своему выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов через Интернет.

Как определяют владельцев участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд

Уполномоченный орган запрашивает сведения в ЕГРП. Если в реестре нет сведений о правах на участки, подлежащие изъятию, и на объекты недвижимости на них, уполномоченный орган проводит мероприятия по выявлению владельцев. Это должно быть не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии.

В частности, уполномоченные органы (ст. 56.5 ЗК РФ):

  • запрашивают сведения о правах на участки и объекты недвижимости на них в архивах, органах государственной власти и местного самоуправления, а также у предполагаемых правообладателей таких участков или иных объектов недвижимого имущества;
  • публикуют по месту нахождения участков сообщения о планируемом изъятии;
  • размещают на официальном сайте уполномоченного органа сообщения о планируемом изъятии участков;
  • размещают сообщения о планируемом изъятии участков на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого они расположены. А если участки расположены за пределами населенного пункта – в границах соответствующего муниципального образования.

При этом правообладатели изымаемой недвижимости, права которых не зарегистрированы в ЕГРП, в течение 60 дней со дня опубликования сообщения об изъятии подают заявления в уполномоченный орган об учете их прав или обременений научастки. К заявлению нужно приложить копии документов, подтверждающих эти права или обременения прав. В заявлениях также указывают способ связи с заявителями, в том числе почтовый адрес (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ).

Станет ли препятствием для изъятия земель и расположенных на них объектов недвижимого имущества отсутствие сведений об их правообладателях после проведения всех мероприятий по их выявлению

Нет, не станет.

Если правообладателей не нашли, уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о признании права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, которые расположены на таких участках. Причем уполномоченный орган обращается в суд независимо от того, поставлены ли такие объекты на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи (п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ).

Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на участки не установили, имеют право требовать возмещения:

  • от лица, которому предоставлены такие участки (за исключением лиц, которым участки предоставлены на праве безвозмездного пользования),
  • за счет казны РФ, либо казны субъекта РФ, либо казны муниципального образования (при отсутствии лица, указанного в первом пункте).

При этом сами участки и объекты недвижимости на них прежним правообладателям не возвращают (п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ).

Как принимают решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Решение об изъятии земель может быть принято в отношении одного или нескольких участков, в том числе подлежащих образованию.

Кроме того, решение об изъятии уполномоченный орган принимает в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на участках, которые подлежат изъятию. Исключение – сооружения (в т. ч. сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых участках не противоречит цели изъятия (п. 2 ст. 56.6 ЗК РФ).

Какие сведения содержит решение об изъятии

В решении об изъятии должны быть указаны:

  • изымаемые участки, в том числе участки, которые подлежат образованию;
  • расположенные на таких землях объекты недвижимого имущества;
  • цель изъятия земель;
  • реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляют изъятие.

Когда решение об изъятии уполномоченные органы принимают на основании ходатайства, в нем указывают лицо, которое ходатайствовало о таком изъятии.

В своем решении об изъятии уполномоченный орган также указывает:

  • сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством невозможно;
  • сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых участков и которые сохраняют свое действие.

В каких случаях решение об изъятии не может быть принято

Такое решение не может быть принято в случаях, если участки (п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ):

  • составляют выморочное имущество и на них нет недвижимости, находящейся в частной собственности или в пользовании третьих лиц;
  • находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на них нет недвижимости, находящейся в частной собственности или в пользовании третьих лиц;
  • находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких участках расположены выморочные или бесхозяйные недвижимые объекты.

Однако не станет препятствием для принятия решения об изъятии (п. 8 ст. 56.6 ЗК РФ):

  • отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на изымаемые участки;
  • отсутствие в кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких участков;
  • наличие споров о правах на такие участки и расположенные на них объекты недвижимости.

После принятия решения об изъятии уполномоченный орган: (п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ):

  • размещает его на своем официальном сайте и публикует по месту нахождения земель, подлежащих изъятию;
  • направляет копии этого решения правообладателям, в регистрирующий орган, а также организации, которая подала ходатайство об изъятии.

Кроме копии решения организации, подавшей ходатайство, уполномоченный орган направляет:

  • сведения о лицах, которые подали заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними,
  • сведения о лицах – правообладателях участков;
  • копии документов, подтверждающих права этих лиц на изымаемые участки и расположенные на них объекты.

Эти мероприятия уполномоченный орган проводит в течение 10 дней после принятия решения об изъятии. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении со дня, когда он получил копию этого решения либо отправителю возвратилось заказное письмо.

Уполномоченный орган может уведомлять правообладателей как заказным письмом, так и по электронной почте. В свою очередь, само решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Его можно обжаловать в суд (п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ).

Как подготавливают и заключают соглашения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд

После принятия решения об изъятии и направлении сведений о нем уполномоченный орган или организация, которая подала ходатайство об изъятии участка, проводят работу по подготовке и подписанию соглашения.

Так, уполномоченный орган либо организация, подавшая ходатайство (п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ):

  • выступают в роли заказчика кадастровых работ для образования участков, подлежащих изъятию, а также, необходимых для уточнения границ таких участков, если их границы подлежат уточнению;
  • обращаются от имени правообладателя без доверенности с заявлением о кадастровом учете участков, подлежащих изъятию, участков, которые предоставляют взамен изымаемых, или участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходим их кадастровый учет;
  • выступают в роли заказчика работ по оценке изымаемых участков и расположенных на них объектов или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием, а также по оценке недвижимости, предоставляемой взамен изымаемого недвижимого имущества;
  • ведут переговоры с правообладателем относительно условий изъятия;
  • направляют проект соглашения об изъятии сторонам такого соглашения для подписания.

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на эти действия не нужно (п. 2 ст. 56.7 ЗК РФ).

Какие условия содержит соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение должно включать следующие положения:

  • наименования сторон соглашения;
  • кадастровые номера участков и расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, объектов незавершенного строительства – их условные номера, а при отсутствии условных номеров – иное описание этих зданий и объектов;
  • цель изъятия земель и расположенных на них объектов;
  • реквизиты решения об изъятии земель;
  • права на участки и расположенные на них объекты, которые прекращаются и возникают на основании соглашения;
  • срок передачи земель и расположенных на них объектов, подлежащих изъятию. При этом срок не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя;
  • размер и порядок выплаты возмещения за земли и расположенные на них объекты недвижимости;
  • указание на сооружения, которые не изымают, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать участок;
  • указание на сервитуты, которые установлены в отношении участка и в соответствии с решением об изъятии сохраняют свою силу.

Как заключают соглашение об изъятии земель для государственных и муниципальных нужд

Соглашение заключают в письменной форме. Его оформляют правообладатель изымаемой недвижимости и уполномоченный орган. Если участки изымают на основании ходатайства, соглашение заключают также с организацией, которая подала ходатайство об изъятии. Проект соглашения, подписанный уполномоченным органом и организацией, подавшей ходатайство, направляют для подписания лицу, у которого изымают земли (п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ).

Соглашение заключают с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта. Если лицу, с которым заключают соглашение, принадлежат участок, а также расположенный на нем объект недвижимости, то соглашение заключают в отношении всех принадлежащих ему и изымаемых объектов.

К соглашению об изъятии земель и расположенных на них объектов путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество применяют правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене (п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ).

Проект соглашения направляют правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении. Одновременно с проектом соглашения, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости, направляют следующие документы (п. 4 ст. 56.10 ГК РФ):

  • кадастровые паспорта участков, а также кадастровые паспорта расположенных на таких участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;
  • отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков и расположенных на них объектов или об оценке рыночной стоимости прав на участки и объекты, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков;
  • отчет об оценке участков и иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляют участки взамен изымаемых.

У правообладателя есть 90 дней для подписания соглашения с момента его получения. Он может:

  • подписать соглашение, либо
  • направить уведомление об отказе в подписании соглашения, либо
  • направить предложения об изменении условий соглашения, в том числе размера возмещения.

К предложениям об изменении размера возмещения нужно приложить документы в обоснование.

Если в течение 90 дней после получения проекта соглашения правообладатель не подпишет его, уполномоченный орган либо организация, направившая ходатайство, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии участка (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ). Принудительное изъятие земель по решению суда возможно, если правообладатель не заключил соглашение, в том числе если он не согласен с решением уполномоченного органа об его изъятии (ст. 282 ГК РФ).

О возможных обращениях в суд правообладателя в случае возникновении спора по заключению соглашения об изъятии Земельный кодекс РФ прямо не говорит. Однако согласно новой редакции статьи 279 Гражданского кодекса РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых изымают земли, определяет соглашение об изъятии недвижимости. В случае принудительного изъятия такие условия определяет суд (п. 6 ст. 279 ГК РФ). Таким образом, независимо от того, будет ли правообладатель обращаться в суд с самостоятельным требованием или нет, в итоге он все-таки должен будет подписать соглашение на условиях, которые суд определит:

  • согласно иску о принудительном изъятии, либо
  • в соответствии с редакцией правообладателя, либо
  • самостоятельно.

Также если возникли споры о границах изымаемых участков, об образовании участков или отсутствует госрегистрация права собственности на такие участки, это не станет препятствием для заключения соглашения или принятия судебных актов о принудительном изъятии. В случае земельного спора границы участков определяют в порядке, установленном частью 9статьи 38 Закона № 221-ФЗ.

Как определяют размер возмещения при изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Размер возмещения за изымаемые земли определяют в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом РФ.

Возмещение за изымаемые земли учитывает:

  • рыночную стоимость участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночную стоимость иных прав, подлежащих прекращению;
  • убытки, причиненные изъятием участков, в том числе упущенную выгоду.

Если одновременно с изъятием участков изымают расположенные на них и принадлежащие их правообладателям объекты недвижимого имущества, в размер возмещения включают рыночную стоимость этих объектов или рыночную стоимость иных прав на эти объекты.

Если в результате изъятия у правообладателей возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, правообладатели обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых участков, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей таких убытков.

Размер возмещения рассчитывают не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю участка соглашения об изъятии недвижимости.

Вместе с тем, при определении размера возмещения не учитывают:

  • объекты недвижимого имущества, расположенные на участке, и неотделимые улучшения этих объектов, которые были произведены вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земли, которая находится в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким участком;
  • неотделимые улучшения участка и объектов недвижимости, произведенные после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии (исключение – неотделимые улучшения в целях обеспечения безопасности недвижимого имущества в процессе его использования, предотвращения пожаров, аварий и др.);
  • объекты недвижимого имущества, строительство которых было после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земли (за исключением случаев, если строительство вели на основании ранее выданного разрешения на строительство);
  • объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии;
  • сделки, которые правообладатель заключил после его уведомления о принятом решении об изъятии, если они влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения.

Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до (п. 10 ст. 56.8 ЗК РФ):

  • подписания соглашения об изъятии либо
  • до решения суда о принудительном изъятии участка.

Как происходит прекращение и переход прав на земельный участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд

На основании соглашения либо решения суда о принудительном изъятии земель происходит (п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ):

  • переход права собственности на участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;
  • прекращение права постоянного (бессрочного) пользования участком или права пожизненного наследуемого владения;
  • досрочное прекращение договора аренды земель или договора безвозмездного пользования;
  • прекращение права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в публичной собственности и расположенные на изымаемом участке, досрочное расторжение договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами;
  • возникновение прав на участки, которые образуются в результате их перераспределения;
  • государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые участки и расположенные на них объекты;
  • снос объектов недвижимого имущества, расположенных на таком участке, за исключением сооружений, размещение которых не противоречит цели изъятия.

Вместе с тем, если соглашение либо решение суда предусматривают полное или частичное возмещение за участок и расположенные на нем объекты в денежной форме, то переход и прекращение этих прав происходит только после предоставления возмещения (п. 2 ст. 56.11 ЗК РФ).

Если изъятие участка делает невозможным исполнение правообладателем обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных им договорах, прежний правообладатель может расторгнуть в одностороннем порядке такие договоры (п. 7 ст. 56.11 ЗК РФ). При этом правообладателю нужно самостоятельно рассчитаться с лицами (п. 8 ст. 56.11 ЗК РФ):

  • обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании соглашения или решения суда об изъятии,
  • с лицами, договоры с которыми расторгнуты.

Государственная регистрация прекращения, перехода и возникновения прав происходит на основании заявления уполномоченного органа или лица, которое ходатайствовало об изъятии. Для регистрации нужно представить документы, которые подтверждают выплату возмещения за участок и расположенные на нем объекты недвижимости. Соглашение об изъятии недвижимости может предусматривать другие условия (п. 2 и 3 ст. 25.7 Закона № 122-ФЗ).

Как изымают жилые помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Жилое помещение также могут изъять у собственника в связи с изъятием участка, на котором оно расположено, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения производят в том же порядке, который установлен для земель.

Собственнику жилого помещения направляют:

  • уведомление о принятом решении об изъятии;
  • проект соглашения об изъятии недвижимости.

Если собственник жилого помещения не заключил соглашение об изъятии недвижимости, в том числе если он не согласен с решением об изъятии у него жилого помещения, то возможно принудительное изъятие такого помещения на основании решения суда. Такие правила устанавливает статья 32 Жилищного кодекса РФ.

Если в связи с изъятием участка изымают жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, то гражданам, которых выселяют из такого помещения, уполномоченный орган должен предоставить другие благоустроенные жилые помещения (ст. 87.2 ЖК РФ)».

11.05.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.