О спецоценке

72

Вопрос

На предприятии произошел тяжелый несчастный случай, проведено расследование в соответствии с требованиями законодательства, составлен акт. Тот факт, что на предприятии произошел данный несчастный случай, послужил основанием для выездной внеплановой проверки государственной инспекцией труда. При проверке, в том числе, госинспектор выявил нарушение, допущенные при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах (провел другие рабочие места, не то, на котором произошел несчастный случай). Трудинспектор указал на нарушение методики проведения специальной оценки, а именно: результаты идентификации потенциально вредных условий труда не были утверждены комиссией по проведению СОУТ. Вправе ли в данном случае трудинспектор выдать предписание о недействительности результатов специальной оценки? Является ли какое-либо нарушение процедуры (например, не оформление или ненадлежащее оформление документа, связанного с проведением СОУТ) основанием для отмены результатов СОУТ и ее повторным проведением?

Ответ

В случае нарушения порядка проведения спецоценки инспектор вправе выдать предписание о проведении повторной проверки. Любое нарушение порядка проведения спецоценки является основанием для выдачи предписания о внеплановой проверке.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда 

«Внеплановая оценка

В каких случаях проводят внеплановую оценку условий труда

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения работодателем соответствующего предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства о порядке проведения спецоценки*;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов и сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;
  • выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов, или произошедшего на рабочем месте несчастного случая, за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц;
  • наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев в том же порядке, что и плановую.

Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Государственная экспертиза условий труда

Как проводят государственную экспертизу условий труда

Государственную экспертизу условий труда проводят с целью оценки:

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • фактических условий труда сотрудников.

Государственную экспертизу условий труда проводят Роструд и региональные органы исполнительной власти в области охраны труда.

Порядок проведения экспертизы качества спецоценки утвержден приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Основанием для проведения госэкспертизы условий труда являются:

  • заявление сотрудника, профессионального союза, объединения профессиональных союзов и иного представительного органа сотрудников, работодателя, объединения работодателей, органов исполнительной власти;
  • представления трудовых инспекций в рамках проверок за соблюдением требований законодательства о специальной оценке;
  • обращения органов исполнительной власти и ФСС России;
  • обращения иных страховщиков – при экспертизе качества проведения специальной оценки;
  • определения судебных органов.

При этом если заявителем выступает сотрудник, то экспертизу проводят только в отношении условий труда на его рабочем месте.

Это предусмотрено в пунктах 1–4 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Региональные органы исполнительной власти в области охраны труда проводят экспертизу качества спецоценки на бесплатной основе, если основанием экспертизы выступают: обращения органов исполнительной власти, судебные определения и представления трудовых инспекций. В остальных случаях экспертизу качества спецоценки проводят на платной основе за счет средств заявителя.

Если в ходе экспертизы возникает необходимость в исследовании и измерении вредных или опасных производственных факторов, то их проводят за счет средств заявителя или органа государственной экспертизы, если заявителем выступает орган исполнительной власти. Если же государственная экспертиза инициирована по представлению трудовой инспекции, то исследования и измерения проводят за счет средств федерального бюджета. Об этом говорится в пунктах 5–6 и 28 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Заявление о проведении госэкспертизы должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование заявителя – юридического лица или Ф. И. О. заявителя – физического лица;
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты – при наличии;
  • наименование объекта экспертизы;
  • сведения о ранее проведенных экспертизах условий труда – при наличии таковых;
  • сведения об оплате экспертизы, проводимой на платной основе.

Если экспертиза касается условий труда на рабочем месте, то в заявлении следует также указать: индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии или должности сотрудника, занятого на таком рабочем месте, структурное подразделение работодателя – при наличии такового.

Если объектом экспертизы является качество специальной оценки, то в заявлении нужно дополнительно указать сведения об организации, которая проводила спецоценку.

Если об экспертизе качества спецоценки заявляет работодатель, то к заявлению следует приложить следующие документы:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • предписания трудовых инспекций об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые содержат обязательства работодателя по соблюдению прав сотрудников на безопасные условия труда и на гарантии за вредные условия труда;
  • положение о системе оплаты труда – при наличии;
  • локальные акты, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых гарантий за работу во вредных условиях, в том числе дополнительного отпуска, сокращенного рабочего времени, повышенной оплаты труда;
  • список сотрудников, которые обязаны проходить периодический или предварительный медицинский осмотр;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных за последний год периодических медицинских осмотров.
  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые устанавливают условия труда сотрудников, включая режимы труда и отдыха;
  • предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Ростехнадзора и его территориальных органов об устранении нарушений, выявленных в ходе соответствующих проверок.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены или направлены заявителем:

  • лично на бумажных носителях;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде через Интернет.

Такие правила предусмотрены в пунктах 11–12 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы основания для ее проведения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 60 рабочих дней, например, при необходимости получения дополнительной документации и материалов для проведения экспертизы (п. 18 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н).

По результатам экспертизы госэксперт или экспертная комиссия составляют проект заключения госэкспертизы. В зависимости от объекта экспертизы в проекте заключения указывают один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления или непредоставления, а также объемов предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда;
  • о соответствии фактических условий труда сотрудников нормативным требованиям охраны труда.
  • выдают на руки заявителю или его полномочному представителю либо направляют заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направляют в судебный орган или трудовую инспекцию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если работодатель не был заявителем проведения экспертизы, то ему направляют копию заключения госэкспертизы. Также копию заключения направляют в организацию, которая проводила спецоценку, если экспертиза касалась оценки ее качества.

Это предусмотрено в пунктах 3234–353739 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы рассматривают:

  • Минтруд России, если объектом экспертизы была оценка качества спецоценки;
  • судебные органы или вышестоящий орган власти в досудебном порядке, если объектом экспертизы была оценка фактических условий труда или правильности предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам с вредными условиями труда.

Это предусмотрено в пунктах 44–45 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н».

2. Рекомендация: Как оформляются результаты проверки трудовой инспекции

«Выявление нарушений по итогам проверки

Какие документы должен оформить трудовой инспектор, если в ходе проверки будут выявлены нарушения

Если в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушение трудового законодательства, то помимо акта он:

– составляет предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);

– оформляет протокол об административном правонарушении в рамках имеющихся полномочий* (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗп. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

При этом за все нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверки, инспектор может привлечь к административной ответственности только один раз (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Пермского краевого суда от 25 июня 2013 г. № 44а-492-2013)».

29.04.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль