Размещение баннера на теплоходе

46

Вопрос

Баннеры с названием "Ресторан Черновар" будут висеть на теплоходе. Что нам за это грозит, если мы при этом не будем ставить логотип, а напишем в русской транскрипции слово "РЕСТОРАН ЧЕРНОВАР".Товарный Знак у нас зарегистрирован в категории как пиво и как общепиты.

Ответ

Размещение баннеров на теплоходе ничем Вам не грозит, так как это сведения, предоставляемые лицами в соответствии со ст. 495 ГК РФ, ст. 9, ст. 10 Закона о защите прав потребителей.

Если Ваши баннер расположены в месте расположения ресторана, Вам ничем это не грозит, так как изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. В соответствии с п. 2 и п.5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.12 № 58 не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Закона о рекламе не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации ресторана для потребителей и не является рекламой.

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе, с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке (Письмо ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13О).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Реклама на внешних частях здания. Формальности, нарушение которых может дорого обойтись компании

«Тонкости терминологии: реклама или не реклама

Прежде всего необходимо определиться, будут ли считаться те сведения, которые планируется указать в наружной установке (баннере, щите и т. д.), рекламой или же они охватываются понятием информационной вывески (информационного указателя). Во втором случае на порядок размещения информационной конструкции не распространяются особые требования Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ«О рекламе» (далее — закон № 38-ФЗ).

Когда баннер или щит не реклама. Информационная вывеска — это далеко не только табличка у входа с сухими сведениями о наименовании компании, времени работы и т. д. Яркий баннер или иную конструкцию с логотипом (товарным знаком) можно отнести к рекламе либо информационной вывеске (указателю) в зависимости от места его расположения. Согласно пункту 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой.


Но если по адресу компании будет размещена конструкция с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, а не информационной вывеской.

Антимонопольные органы восприняли эту позицию. В своих разъяснениях ФАС России неоднократно указывала, что размещение в месте осуществления деятельности компании коммерческого обозначения, применяемого для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля своей деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может признаваться обычаем делового оборота. Размещение слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров (без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров) в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте. Это не должно расцениваться в качестве рекламы. Указание на здании в месте нахождения компании ее наименования, в том числе если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг тоже не может рассматриваться в качестве рекламы. Все эти позиции были высказаны в письмах ФАС России от 31.05.10 № АК/16754, от 24.01.11 № АК/1829, от 28.11.13 № АК/47658/13.*

Но в тех же письмах ФАС России обратила внимание на следующий аспект. Необходимо учитывать целевое назначение сведений и обстоятельства их размещения. Если цель состоит не в информировании о месте нахождения компании (в том числе с учетом помещения, которое она занимает в здании), то такие сведения можно квалифицировать как рекламу. Так, если компания занимает весь многоэтажный дом, то размещение на крыше конструкции с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама (это информирование о местонахождении компании). Следовательно, если компания занимает лишь часть помещений в здании, то щит, световой короб или иная установка на крыше этого здания с наименованием или товарным знаком вполне могут быть расценены именно как реклама. А значит, в этом случае будут применяться особые правила заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также потребуются согласования с местными органами власти.

Важно отметить, что суды часто демонстрируют гораздо более жесткие подходы, чем антимонопольные органы, при оценке той или иной конструкции в качестве рекламной или информационной. Поэтому даже в отсутствие претензий от антимонопольного органа о нарушении законодательства о рекламе можно столкнуться с проблемами другого рода. Например, ювелирный магазин арендовал здание, находящееся в оперативном управлении, и разместил на нем вывеску «Ювелирный салон PANDORA». Через некоторое время арендодатель потребовал досрочного расторжения договора, сославшись на то, что арендатор провел незаконные перепланировки, а также незаконно разместил рекламу на фасаде здания. Против второго довода ответчик возразил тем, что это не реклама, а вывеска, которая не требовала специальных разрешений. Но суд расценил информацию именно как рекламу только потому, что в ней не было информационных данных, предусмотренных законом о защите прав потребителей (постановление ФАС Московского округа от 24.04.14 по делу № А40-31595/13-133-291).


Например, в Москве этот процесс регулируетсяпостановлением правительства города Москвы от 25.12.13 № 902-ПП«О размещении информационных конструкций в городе Москве». Правила размещения вывесок содержат подробные требования к их размеру, оформлению, расположению. Дизайн-проект размещения вывески подлежит согласованию с городским Комитетом по архитектуре и градостроительству.

Ограничения на информационные вывески и указатели. Даже если наружная информация не относится к рекламе, ее размещение тоже может подчиняться особым правилам. Так, в письме от 28.11.13 № АК/47658/13 ФАС России отметила, чтопорядок распространения такой информации, которая размещается на вывесках, не относящихся к рекламе, может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории. Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее — закон«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий. Кстати, суды, решая вопрос о том, является конструкция рекламной или информационной, в том числе обращаются к местному законодательству (оно иногда ограничивает форматы и размеры информационных вывесок). Пример — определение ВС РФ от 18.11.14 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012».

27.04.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль