Использование бренда

144

Вопрос

Есть одно ООО "Ромашка", у которого дочернее АО "Ивушка". "Ивушка" при осуществлении своей уставной деятельности пользовалась по умолчанию брендом "Ромашки", как своего единственного акционера, а также своим. После ООО "Ромашка" продает часть своей доли в уставном капитале предприятию "Роза", которая является иностранной организацией, после чего холдинг становится совместным предприятием. После этого ООО "Ивушка", также продолжает пользоваться по умолчанию и брендом ООО "Ромашка" и "Роза", ничего не зарегистрировав. Вопрос. Какие риски в данном случае для ООО "Ивушка"? И что нужно сделать в данной ситуации?

Ответ

Если бренд ООО Ромашки – зарегистрированный товарный знак, то ООО «Ивушка» может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака. Если бренд Ромашки – коммерческое обозначение, то ООО «Ивушка» могут обязать прекратить использование данного обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки (п. 3 ст. 1539 ГК РФ).

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее (п. 2 ст. 1539 ГК РФ).

ООО «Ивушка» должно заключить лицензионный договор на право использования товарного знака или договор коммерческой концессии с ООО «Ромашка».

Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (статья 656) или договором коммерческой концессии (статья 1027) (п. 5 ст. 1539 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Когда пользователю выгодно заключить договор франчайзинга

«Объектом договора франчайзинга является комплекс исключительных прав правообладателя.

Он включает в себя права на товарный знак, знак обслуживания, а также права на «другие предусмотренные договором объекты исключительных прав» (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Под последними необходимо понимать перечисленные в статье 1225 Гражданского кодекса РФ результаты интеллектуальной деятельности, кроме фирменного наименования (его отчуждение или предоставление другому лицу права его использования в силу п. 2 ст. 1474 ГК РФ не допускается).* В частности, это могут быть:

Причем право на товарный знак должно быть передано в обязательном порядке (п. 3.4.1 Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, утвержденных приказом Роспатента от 29 декабря 2009 г. № 186, далее – Рекомендации). Знака обслуживания в составе комплекса может и не быть, несмотря на то что законодатель в пункте 1 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ его указал после товарного знака через запятую, а не через разделительный союз «или».

Важно обратить внимание на то, что правообладатель наряду с товарным знаком должен передать пользователю право на использование еще как минимум одного из перечисленных выше объектов исключительных прав (например, коммерческого обозначения или ноу-хау). Только в таком случае можно будет договориться о комплексе исключительных прав в смысле пункте 1 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ.

Может ли пользователь по договору франчайзинга (коммерческой концессии) получить право на использование только коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау) без права на использование товарного знака

Нет, не может.

Сам такой набор объектов исключительных прав получить можно, но договор, по которому они будут переданы, не будет являться договором коммерческой концессии и не будет подпадать под действие норм главы 54 Гражданского кодекса РФ. В регистрации предоставления права использования комплекса исключительных прав будет отказано (абз. 4 п. 3.4.1 Рекомендаций).

Получить право на использование только коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау) можно, например, в рамках дилерского договора.

Исходя из изложенного объект договора франчайзинга можно определить так: права на товарный знак + право на любой объект, указанный в статье 1225 Гражданского кодекса РФ.

Особенности субъектного состава

Договор франчайзинга – предпринимательский договор, то есть применяется только в сфере предпринимательской деятельности и регулируется специальными правилами Гражданского кодекса РФ об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.

Участниками договора франчайзинга могут быть лишь коммерческие организации или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).

Таким образом, не могут быть стороной договора коммерческой концессии (даже если они являются обладателями исключительных прав):

  • граждане, не наделенные предпринимательским статусом;
  • некоммерческие организации;
  • органы муниципальной власти, государственные учреждения.

В то же время некоторые теоретики придерживаются мнения, что правила о коммерческой концессии можно применять по аналогии и к договорам с участием некоммерческих организаций. Обосновывают они это тем, что некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абз. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Примеры субъектных составов договора франчайзинга (коммерческой концессии), направленного на продажу товаров правообладателя

1. Производитель – оптовый торговец. Такой состав сторон договора франчайзинга наиболее часто встречается в индустрии безалкогольных напитков. Производители предоставляют оптовикам права:

  • на изготовление и разлив в бутылки напитка на базе своего концентрата с использованием соответствующих производственных линий и соблюдением инструкций, а также
  • на распределение товаров в пределах оговоренной территории.

2. Производитель – розничный торговец. Такая ситуация характерна для автомобильной промышленности. Розничные торговцы при этом занимаются не только перепродажей автомобилей, но и их ремонтом, имея для этого определенные мощности производителя.

3. Оптовый торговец – розничный торговец. В такой ситуации розничные торговцы просто обеспечивают оптовому торговцу поступление товаров потребителям.

4. Розничный торговец – розничный торговец. Такой договор франчайзинга является результатом расширения географии применения франшизы. См., например, интервью директора по правовым вопросам торговой компании.

Особый субъектный состав отличает коммерческую концессию от большинства договоров, поименованных в Гражданском кодексе РФ, в том числе и тех из них, с которыми франчайзинг нередко путают (например, от лицензионного договора)».

20.04.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль